Эпилог Печать

Размышляя над словами великого индуса, приведенными в эпиграфе этой книги, я подумал, а сделалось ли начало века нынешнего тем будущим, о котором говорил Вивекананда в начале века прошлого? Какой путь укажет Индия России, чему конкретно может научить она нас? Успешным политическим играм или военной безопасности, культурному процветанию и экономическому могуществу или свободному от болезней обществу, то есть тем основам пути, о которых мечтает каждая страна? Или наше лидерство будет определяться иными составляющими? Поскольку научить можно лишь тому, чем владеешь сам, можно сформулировать вопрос по-иному: является ли изучение духовных глубин человека и человечества, то есть то, что прославило Индию во все времена, актуальной проблемой для мира и для России сегодня?

Я рассказал об одной из поездок в эту страну. А их было шесть. В общей сложности я провел в Индии полгода. В одну из поездок я взял с собой пачку фотографий растений и цветов, снятых моим новосибирским знакомым Сергеем Лопатиным в режиме так называемого эффекта Кирлиан. Открытие супругов Кирлиан было сделано полвека назад. Они сумели с помощью токов высокой частоты зафиксировать на фотопленку невидимое свечение, излучаемое живыми телами и человеком, то, что в христианстве называют нимбом, а в эзотерике — аурой. Выставка великолепных цветных фотографий Лопатина экспонировалась в Русском культурном центре Дели, в ашраме Бабы Вирса Сингха, в некоторых других местах, на нее обратили внимание средства массовой информации Индии. И это понятно — страна, которая еще до нашей эры известила мир об энергетической природе материи, получила современное научное подтверждение своих древних идей. Индусы расспрашивали меня, какими практическими возможностями обладает открытие Кирлиан и как оно используется в современной России. Я отвечал, что в Новосибирске действует диагностический центр, который с помощью «кирлиановских фотографий» определяет состояние здоровья, указывает на существующие и возможные заболевания человека. Однако, пришлось признаться, что центр маломощный, и хотя он существует уже больше десяти лет, медицинские учреждения города не приняли его методику на вооружение. Также известно, что фотосъемка ауры при дальнейшем усовершенствовании приборов может определить не только заболевания, но и дать своеобразный психологический портрет человека, что важно, например, при назначении чиновника на соответствующую должность. Низкие моральные качества отпечатываются на «кирлиановской фотографии» в виде особых затемнений, подобных тем, что характеризуют признаки заболевания.

 

— Ну и что, применяется прибор по этой части? — спросил меня один гуру.

— Насколько мне известно, нет, — ответил я.

— Понятно, — согласился собеседник. — В Кали-югу честных чиновников найти трудно, приходится довольствоваться теми, что есть. Мы в Индии можем проверить морально-этическое состояние человека еще точнее, чем ваш прибор, но никого из властных людей у нас не заставишь пройти «рентген» у гуру.

Пример иного рода. В вагоне электрички я был невольным слушателем разговора двух женщин. Одна жаловалась другой на прогрессирующие боли в ногах.

— Врачи помочь не могут, ходила к бабкам, к экстрасенсам — толку тоже нет. Батюшка сказал: молись. Пробовала — не помогает…

Я вмешался в разговор, сообщил, что у меня тоже когда-то болели ноги, теперь болят гораздо меньше.

— Как вылечили?— жадно поинтересовалась женщина.

Я сказал, что изучил опыт самолечения людей, от которых отказались врачи, познакомился с некоторыми духовными методиками, выработал свою, постарался вникнуть в то, чем является молитва…

Женщина тотчас потеряла интерес к продолжению разговора.

В мире катастрофически уменьшается число людей, которых можно назвать здоровыми. При этом ухудшение духовного и морально-этического климата полностью коррелирует с ростом болезней и экспонентой природных катастроф. Таков, по пророчествам Вед, конец Кали-юги. Что касается ног, то они болят в разной степени почти у каждого из нас после сорока. У многих раньше. Почему? Согласно восточным теориям, главным энергетическим проводом организма человека является позвоночник. По нему проходит основной поток психического «электричества», распределяемый затем по периферическим нервным центрам. Процесс начинается с копчика позвоночника, заканчивается в головном мозгу. Ноги, таким образом, являются самой отдаленной и уязвимой периферией для позвоночного столба, выражаясь религиозным языком, адскими областями микрокосмоса человека. Не стану вдаваться в дальнейшие разъяснения, может быть, стоит задуматься над фактом, почему легенды многих народов утверждают, что «верхние» люди не ходят, а летают, тогда как «нижние» неподвижно жарятся в аду. Возможно, нецивилизованная наивность древних заключает в себе некоторые полезные советы для нашего просвещенного времени. В частности, объясняют, как нам, «средним», обеспечить до старости здоровую подвижность.

Легенды обросли ритуалами. Религии болеют, как и люди. В Индии те и другие больны не меньше, чем где-либо в мире. Но эта страна интересна тем, что здесь сохранена больше, чем где-либо в мире, здоровая, я бы сказал, научная основа религий. А главное, индус не боится заглянуть в глубину самого себя. Тогда как массовый человек Запада не хочет и не может это делать, ибо слишком измельчал в погоне за внешним комфортом жизни. Совершенствование собственной духовной природы — забота немногих западных индивидуальностей

Россия тоже еще во власти внешних исканий. Западные формы жизни не в состоянии удовлетворить нас, хотя мы и тянется к ним столетиями. Рассудочной гранью нашего естества, в которой, увы, не сильны. Другая, более глубокая часть нашей сути, повинуется интуиции, сердцу. И вряд ли когда-нибудь рассудок России возобладает над ее духом. В этом наш крест и спасение. Вот почему о великом назначении России говорил не только Вивеканада, но и другие пророки: великая евразийская страна средоточием духа — сердцем. Но нам одного его мало. Требуется соединенная работа ума и сердца, синтеза Запада и Востока, при ведущей роли последнего. Ум должен подчиниться сердцу, блудный сын — вернуться к отцу. Так расшифровывает Индия слово «религия» в его точном этимологическом смысле — возобновление связи с Богом, воссоединение с Ним через практику личного и общепланетного взаимодействия, и потому возлагает свои упования на Россию.

Как обрести воссоединение с Богом?

Герой наших сказок Иван-дурак, в отличие от своих старших умных братьев, живет сердцем, поочередно окунаясь в котлы то с кипящей, то с ледяной водой. Он ищет жар-птицу в небе путем бесстрашия. Однако большую часть России составляют не Иваны-дураки, а Обломовы. Им не надо жар-птицы, достаточно синицы в руках. Петр I задумал обучить и Иванов вместе с Обломовыми европейскому уму-разуму, чтобы расширить границы поисков и ловли той же небесной птицы. Не заботясь о жертвах, он сделал масштабный европейский привой к русскому древу.

Воссоединение с Богом не может идти только путем соблюдения заветов пророков, моральных заповедей и церковных обрядов. Они лишь часть культуры, накопленной нашей страной и всем человечеством через мучительные поиски. Путь к Божественному вознесению, который пролег через многообразные формы принудительных распятий, должен завершиться распятием и вознесением добровольным, заповеданным две тысячи лет назад.

Те, кто всерьез включил молитву и медитацию в обиход жизни, знает, о чем идет речь и цену задачи. Пока ум не обессилен тупиками, а сердце — страданиями, у них нет безоговорочной платформы для воссоединения. Внешний мир с его бесчисленными соблазнами разделяет их необозримой китайской стеной. Червь сомнения точит волю — испытаем еще ту тропу, сделаем шаг на этой. Но и тогда, когда связь с Богом налажена, преображение внутренней природы происходит не по воле человека. «Да будет воля Твоя», — говорил Христос. Будда прошел семилетний мученический путь исканий, истязая себя аскезой, пока не пережил мгновенное преображение под деревом Бодхи.

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — писал Пушкин. Его молитвой были стихи: «Мы рождены для вдохновенья для звуков сладких и молитв». Усилия поэта были увенчаны озарением, описанным в стихотворении «Пророк».

Медитация Александра Чижевского состояла в его поисках законов, связующих духовную жизнь человечества с деятельностью Солнца — бога, солнечной системы. О своем озарении он написал в «Физических факторах исторического процесса», подчеркнув, что эта духовная вспышка принесла ему ни с чем не сравнимую радость. Радость сопровождала ученого даже в карагандинской шарашке, где им была сделана масса открытий. И когда пришел приказ об освобождении Александра Леонидовича, он попросил задержать исполнение приказа на полгода, чтобы завершить научные исследования.

Распятием Антуана де Сент-Экзюпери, предшествующим написанию «Цитадели», были его полеты из Европы на американский континент для доставки почты. Много раз писатель попадал в авиакатастрофы, не однажды был на грани смерти. В 1944 в разведывательном полете над Средиземным морем эту грань перешел… Но в душе гениальный француз смертью смерть попрал задолго до этого, и такое освобождение вдохновляло не только религиозно-философские рассуждения его «Цитадели», но и поэзию «Маленького принца».

Примеры можно продолжать без конца.

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю…
Все, все, что гибелью грозит
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Это русский комментарий к малопонятному для стандартного человека Запада факту обретения бессмертия, через достижение высшего состояния, которое индуизм обозначает словом самадхи — кульминацией человеческого существования. Сейчас много говорится о 2012 годе, как о завершении очередного периода человеческой эволюции и начале нового цикла. В Библии он именуется светопреставлением (перестановкой Света), в восточных источниках — концом Кали-юги, у Освальда Шпенглера — закатом Европы. Мы не станем касаться мрачных сценариев продления западного заката. Их много, как и потуг сценаристов. Индия обращает наше внимание на то, что коллективное самадхи придется совершить всему человечеству, или, по крайней мере, той его части, которая хочет пройти через катаклизмы. «Не все умрем, но все изменимся», — загадочно пророчествует Библия. Прогнозы Римского клуба выглядят еще более конкретными: согласно ним сохранить высокий уровень потребления и темпы цивилизационного развития может не более, чем миллиард насельников, названный на Западе «золотым». Может быть, столько и переживет мировую катастрофу, но из каких людей будет состоять этот миллиард? Пророки Индии, подобно библейским, говорят о том, что новый цикл развития, Сатья-юга, не оставит места для эгоизма и людей, и стран, что принципом века Истины станет братство народов. Вот почему Россия, в наибольшей степени среди других стран осуществившая этот принцип в своей истории и государственной практике, имеет шанс стать мировым лидером и в будущем. А кого и сколько сохранит Бог, ведомо Ему, но не Римскому клубу.

Индийские мудрецы раскрыли, наверное, наиболее глубоко и подробно, чем кто-либо, понятие Бог. В своей высшей ипостаси Он, как все проявленное и не проявленное Мироздание непостижим, а следовательно, необъясним. Но в проявленных своих формах Он присутствует всюду, в каждом атоме материи и в каждом движении сознания. С точки зрения восточной мудрости, наивысшей формой Божественного единства материи и сознания на Земле является группа Высоких Духов, которая в Евангелие от Иоанна названа словом Логос. Они пришли из высших миров в нашу реальность, вложили в нас потенциальную способность различения добра и зла, а также часть своей духовной природы, то, что религиями названо искры Бога — частицы своего Разума. До этого человек по существу был бессознательным орудием Бога. А задуман он в перспективе как Его подобие. В этом величие и драма современного человека. В нем сосуществует две природы, две силы: высшая и низшая, животная и Божественная. Они в постоянном противоборстве, как внутри отдельного человека, так и всего человеческого вида. Я повторяю истины, известные с древнего времени.

Особенность в том, что противоречия высшей и нишей, солнечной и лунной природы, являвшиеся до сих пор движущей силой развития человечества, должны быть сняты. Детский период человечества закончен, люди становятся взрослыми. С войнами, безответственным грабежом своего дома — планеты Земля, небрежением ее здоровьем и своим, а также со многим другим должно быть покончено, ибо альтернатива этому — тотальная гибель людей и Земли. Чтобы их не произошло, началась частичная чистка Земли. Бифуркационная точка процесса в ближайшем будущем. Ориентация на мир духа, на истинные традиции, на установление тонкой связи с духовным центром планеты — Шамбалой — становится неотложной для каждого человека. Что это значит? Прежде всего — исполнение морально-этических Заветов традиционных мировых религий. Исполнение живое, не казенное. Опора опять же на традиционные ценности, накопленные народами разных стран в течение многих веков, а не равнение на продажные денежные ценности, которые навязывает всему миру одна страна-подросток — Соединенные Штаты. Очищение и расширение сознания и выход его на уровень космического мировоззрения.

Индия помогла мне лучше понять слова Христа «Я есмь Путь и Истина», а также «Я и Отец — одно». Общепринятое толкование этих выражений: Христос имел в виду себя самого. Дескать, у Основателя христианства личное «я» слито с «Я» Божественным, не оставляя места для кривотолков. Вот и следуй Его Пути ничтоже сумняшеся. Но ведь ни у кого не получилось в полной мере, даже у апостолов. Каждый из них следовал своим путем, и на самой заре христианства Павел ожесточенно спорил с Петром, кто ближе к Заветам Спасителя. Потому что ни у кого из первых учеников Иисуса личное эго и Божественная искра не были так слиты, как у Него. Что уж тут говорить о путях средневековых римских пап и святой инквизиции, которые без малейшей краски в лице, истязая еретиков, настаивали, что пунктуально выполняют заветы Святого Писания.

Две тысячи мученических лет христианской цивилизации лишь подтвердили, что Иисус Христос, говоря о пути человека к Истине, на новом уровне раскрыл мудрость древнего ведического источника: «лучше дурно пройти свой путь, чем хорошо скопировать чужой». Потому что, даже жестоко ошибаясь и страдая, человек освобождается от иллюзий и следует к Истине, тогда как, копируя чужой путь, сходит со своего. Моря слов, океаны слез пролиты пророками и обыкновенными людьми, чтобы каждая без исключения человеческая единица в конце концов самореализовала в себе Божественное «Я», как Путь и Истину.

Страны, подобно людям, имею свои пути. Конечно, меня, русского человека, прежде всего интересовал путь моей родины. Я благодарен риши Индии за их разъяснения. Путь страны складывается не из человеческих проектов даже очень мудрых, но из реализации той же Божьей искры, которая вложена, как в отдельного человека, так и в страну.

— На вас возложена Богом великая ответственность — обозначить миру новые рубежи, построить братство народов на земле — говорили мне мудрецы Индии. — Страдальческую часть Пути вы прошли, огонь и вода остались позади, теперь очередь за триумфальной частью — за медными трубами. Не принимайте, как Запад, эгоистическую программу жизни, не обратите русский путь в погоню за материальным и духовным комфортом. Не пренебрегайте этим, но и не зарывайтесь в потребительство. Запад постоянно склоняет вас в свою сторону. Не соблазнитесь. Вам не нужно ничего придумывать, продолжайте то лучшее, что делалось и в царское, и в советское время, в то же время исправляя совершенные ошибки. Собирайте вокруг себя народы на пути справедливости и братских отношений. Учитесь у всех, но не теряйте свою путеводную звезду, которая сделает вас величайшей державой, любимой всеми.

 

До свидания, Индия! Шесть поездок и полгода пребывания на твоей земле многому меня научили.

Они научили меня верности родине. Чем глубже я постигал дух твоего народа, тем ближе мне становился мой. Не только потому, что оба наших народа происходят от одного общего корня, но и потому, что твои мудрецы, Индия, помогли мне осознать всю правоту русской пословицы: где родился, там и пригодился. Я видел, как сурово сдвигались их брови, когда некоторые, чересчур «усердные» искатели истины отрекались от веры и традиций собственной страны, становились «индуистам», «буддистами» или адептами Саи Бабы, примериваясь к чужим ашрамам. «Возвращайтесь домой, — говорили эти мудрецы, — и служите своей стране».

К счастью, у меня никогда не возникало искушения поменять веру. Я верю в будущее России, в свой народ, самый христианский в мире, потому что, подобно Спасителю, он не однажды приносил в жертву себя «за други своя». Наконец, я верю в Него, в Господа нашего Иисуса Христа, считаю его самым прекрасным Пророком, которого когда-либо Отец Небесный посылал на землю.

Но я признаю право индуса считать таким лучшим пророком Кришну, мусульманина — Мохаммеда, буддиста — Будду, агни йога — Махатму Морию. И Они, эти Пророки и Учителя человечества мне тоже очень дороги.

Индия, ты научила меня уважать всех великих сынов человеческих, проповедующих и приближающих своими делами то время, о котором мечтали наши поэты, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся» и «когда на всей планете пройдет вражда племен, исчезнут ложь и грусть»

Ты научила меня, Индия отличать любовь от привязанности. Потому что любовь делает человека свободным, в ее власти весь мир, привязанность же связывает крылья любви ограничениями — я, мои интересы, мой народ, мой Бог. Любовь миротворит, привязанности рождают вражду.

Твои мудрецы, Индия, помогли мне осознать тайну взаимоотношений материи и духа. Они не могут существовать друг без друга и в то же время постоянно враждуют. « Дух дышит, где хочет», материя привязана к какой-либо форме. Материя — захватчица, дух — освободитель. Но там, где царит любовь, материя спокойно перетекает из формы в формы, а дух одухотворяет каждую форму. Дух с улыбкой вовлекается в игру материи, а материя, подобно Санчо Пансе, верно служит духу — Дон Кихоту.

Тобой не однажды, Индия, овладевали захватчики. Моя страна попадала в долгую зависимость лишь однажды. Но много раз мы были жертвой чужих обычаев, взглядов, моды. И умели, как ты, Индия, всегда выруливать на свой, обозначенный Богом путь, переняв у захватчиков то, что способствует лучшему развитию наших народов. Сейчас народы обеих наших стран в денежной кабале, навязанной Западом. Напряжем силы, чтоб выбраться нее!

Запад! Некоторые твои пророки, Индия, считают, что все беды планеты идут от него, от Запада. Есть такие мнения и в моей стране. Но не возгордимся избранностью Востока. Мир развивается через противоречие, через вражду, которая закончится согласием. Для этого сохраним острова духа в клокочущих страстях вокруг денежных потоков, пускай эти потоки волей несломленного духа усмирятся у наших ног. Пусть деньги помогут творить красоту форм, а не разнузданное безобразие.

Индия! И в твоих Гималаях и на просторах моей страны много сказано о роли любви. Сегодня Те, кто охраняет нас на путях Эволюции, добавили к необходимости поклонения этой творящей Силе важность почитания силы мысли и воли. Любовь утверждается волей, воле предшествует мысль. К ответственности за поступки присоединяется ответственности за мысли. Прекрасная мысль порождает прекрасную форму, от низкой мысли рождаются чудовища. И понятие кармы, которое ты, Индия ввела в мировой обиход, тоже связано, прежде всего, с мыслью.

Научимся думать о добре, о красоте не только для себя, но и для мира. Тогда и сбудется евангельское пророчество: смерть, где твое жало? Тогда все волны бытия с их циклами ухода и прихода превратятся в одну сияющую линию бесконечной жизни. Я вспомнил слова, прочитанные на одном погребальном камне, когда бродил в Гималаях. Там погребальный камень обозначает место кремации. Я скопировал эту надпись, сделанную на хинди, мне перевели ее на русский, смысл слов лег в эти стихи

Жизнь не была ему привычкой,
он в ней горел веселой спичкой.
И смертью тела среди гор
зажег для странников костер.
И став холодною золой,
смерть не назвал старухой злой.
Он знал, что даже в мрачных норах
она вернет и жизнь, и порох.