ИНАЙЯТ ХАН (1882 – 1927) |
Хазрат Инайят Хан – выдающийся индийский поэт, музыкант, философ, суфийский теоретик и проповедник, распространявший суфизм в ряде западных стран, в США и в России, автор многих книг, посвященных суфизму. Владел, подобно Галибу, урду, но писал преимушественно на английском. Инаят Хан Родился в Индии (провинция Гуджарат) , откуда родом «отец» новой Индии Махатма Ганди и «отец» нынешнего Пакистана Мухаммад Джинна. Не могу не сделать в этой связи отступление от темы. В январе 2000-го года в Гуджарате произошло сильнейшее землетрясение, унесшее, по официальной статистике, двадцать, а по другим сведениям, сто тысяч жизней. Я в это время находился с группой русских паломников в Дели, в ашраме известного сикского святого, Бабы Вирса Синха. Там как раз проходила конференция по горячим следам катастрофы. Правительство Индии попросило Бабу Вирса Сингха и других лидеров различных религиозных обшеств объяснить причины землетрясения. Ответ был парадоксален для западного человека, но логичен для восточного: природный катаклизм спровоцирован человеческим фактором, а именно, – длительной политической борьбой в данном штате, расколовшем страну в 1948 г. на два государства – Индию и Пакистан. Причём религиозные противоречия не утихли и к началу 21-го века. Инайят Хан был из тех, кто примирял подобные противоречия. Он происходил из семьи потомственных музыкантов. Придворными музыкантами были его дед и отец. Некоторое время состоял музыкантом при дворе одного индийского раджи и сам Инайят Хан. Кроме музыки, его с детства влекла поэзия и философия суфизма. Суфийскую инициацию молодой Инайят Хан получил у известного шейха Саида Мохаммеда Мадани, прямого потомка пророка Мухаммеда. Успехи юноши в обучении были столь велики, что он получил посвящение сразу в четыре главных ордена суфиев: Чишти, Накшбанди, Кадири и Сухраварди, — редчайший случай в истории суфизма. Однажды шейх Мадани призвал молодого мюрида (ученика) к себе и произнёс такие слова: «Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией твоей музыки, распространяй мудрость суфизма, ибо ты одарен Богом Всемилостивейшим, Милосердным». Выполняя волю своего мюршида (учителя), Инайят Хан с 1910 года путешествует с лекциями и концертами по Америке, Европе, посещает Россию. Здесь он завязывает дружеские отношения с сыном Л.Н. Толстого Сергеем Николаевичем, с композитором А.Н. Скрябиным, поэтом Вячеславом Ивановым. В России осуществилась заветная мечта Инайят Хана – постановка мистерии «Шакунтала» о земных отношениях двух влюблённых, которые перерастают в любовь небесную, - по пьесе в стихах индийского драматурга Калидасы. Идеей увлекся режиссёр Александр Таиров, руководитель Камерного театра в Москве. Музыку к спектаклю написал Инайят Хан. Премьера состоялась в декабре 1914 года, в роли Шакунталы выступила знаменитая актриса Алиса Коонен. Инайят Хан вел в Москве также активную деятельность чисто суфийского характера, объединяя духовных искателей русской интеллигенции. На него выходили даже православные священнослужители. Об одной из таких удивительных тайных встреч рассказал сам суфийский Мастер: “Мы поехали на санях, была зима, воздух был холоден и сух, и мы прибыли к таинственному сооружению. Когда мы вошли, высокие двери за нами закрылись, и нас окружили священники и монахи. Мы начали беседу с помощью переводчика. Временами я немного выходил за границы их религиозных обычаев и тогда чувствовал с их стороны некоторую холодность. Но я по сию пору не встречал таких понимающих умов, в которых умещалось все, что касалось мудрости и истины. Они были очень удивлены, что истина также существует в совершенной форме и за пределами их Церкви… Я покинул их, унеся с собой их дружеские чувства и взгляды симпатии”. Тогда же в России публикуется книга Инайят Хана «Суфийское Послание о Свободе Духа» – возможно, единственное в нашей стране издание по истории, теории и практике суфизма, полученное, что говорится, из первых рук. Причем в издании ему помогает офицер Андрей Балакин, приставленный Царской охранкой для контроля за деятельностью зарубежного миссионера, но увлекшийся учением и ставший учеником Мастера. К тому времени у Инайят Хана появляются близкие ученики, и он открывает филиал «Суфийского Ордена» в России, руководителем музыкального отделения Ордена становится С. Л. Толстой. И наконец, ещё одно событие тесно связало судьбу Инайят Хана с нашей страной. 1 января 1914 года в Москве у него рождается дочь Нур – по- русски Светлана. В годы Второй мировой войны она становится активной участницей Сопротивления, связной между французскими партизанами и английской разведкой и героически погибает в застенках гестапо. Инайят Хан, можно сказать, открыл новую страницу во взаимоотношениях Индии с Россией и осуществил первый личный контакт поэтов-суфиев с нашей страной. Вторым таким контактом был приезд уже в советскую Россию турецкого писателя с суфийскими корнями Назыма Хикмета. Но об этом ниже.
ОПОРА
Отправились мюршид с мюридом в горы На поиски единственной опоры;
Изранив ноги, добрели до туч. Нашли себе пещеру среди круч,
Там ели Богом посланную манну, Спасали душу, повторяя мантру.
Так жили. И однажды молодой Во сне увидел камень золотой.
Сон повторился. Камни золотые Приснились, после – тучи дождевые,
Набитая монетами сума… Мюрид тихонько стал сходить с ума.
«Мюршид, я превращаюсь в златомана!»- Взмолился парень. - «Выверни карманы».
Тот это сделал. Заблестел динар. «Отправь его на дно ущелью в дар».
И хлынул ливень вместе с жёлтым градом, И золотом земля покрылась рядом.
«Возьми же, сколько надобно душе». Мюрид заплакал: «Я насытился уже».
СОГЛАСИЕ В СПОРЕ
Индус с афганцем вспомнили Христа. Заспорили о слове «доброта».
Что на санскрите означает «daya», Похоже по звучанию на «maya»*.
«Быть добрым – облегченье людям дать, Мы хоть на миг перестаём страдать» –
Подвёл индус итог. Не возражал афганец Признался даже оппоненту: «Каюсь,
Что спорил я с тобою, в общем, зря: Тот тип, что христианского царя
Прикончил на кресте, был очень добрым- Копьё вонзил в страдающие рёбра». * maya- понятие, в восточной философии означающее иллюзию
ФИЛОСОФСКИЙ СПОР
Один философ суфия спросил: «И жизнь, и смерть есть игры Высших Сил,
Не так ли?» – «Так».– Но что со мной случится, Когда перешагну житейские границы?»
-«А хочешь ли ты смерти послужить?» -«Не знаю». – «Расспроси её. Я собираюсь жить».
ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА
Надев на плоть торговые вериги, Саади продавал на рынке книги.
К нему явился некий покупатель: «Есть новые стихи великого Саади?»
Поэт польщён был и смущён немало: «Что в них тебя заинтересовало?»
Сказал читатель: «Парень пишет славно, В стихах, как в жизни, – просто и забавно».
Поэт в восторге: «Я – простой шутник!» Не стал брать денег за покупку книг.
МОЛИТВА
В далёкой Индии, стране святых чудес, Спешила девушка через пустынный лес На краткое свидание с любимым. Тропинка пролегала кельи мимо. Там жил отшельник, задержал её: «Ты вторглась во владение моё. Кощунство совершила», – молвил строго, – Нарушила мою молитву Богу». – «Прости, но как меня ты видеть мог? Любовь, ты знаешь, есть всеобщий Бог. Я торопилась к милому, молчала И ничего в пути не замечала».
* * * Кто счастлив истинно, тот счастлив и везде: В богатстве, в бедности, в страданиях, в беде. Он в тайны сердца собственного вник, Там счастья отыскал таинственный родник.
* * * Сердце человека – дом души его. В нём да утвердится правды торжество! Никаких гостей на праздник не зови, Кроме бесконечной ко всему любви.
* * * Страданье – обязательный закон Для тех, в чьём сердце раскрывается бутон.
ТАЙНА
Существовала некогда страна, Где знали, какова всему цена: Вещам, деньгам, талантам и тому, Что недоступно скудному уму. Но возвышалась в той стране стена, Которой была тайна вручена. А кто всходил на стену, без следа Скрывался, как считают, в Никуда. И очень всем хотелось разгадать, Что за стеною можно увидать. И снарядили люди храбреца В загадке разобраться до конца. Связали юношу, подняли тросом вверх На каменный таинственный барьер. Открыл смельчак глаза и крик исторг, Придя в неописуемый восторг. И дёрнули за трос, поймали налету Свидетеля. «Что видел ? Бога, красоту?» Смельчак молчал, лишённый дара речи. И навсегда осталась тайна Встречи.
О розовый бутон, чем занимался ты Всю ночь?» «Тем, что и прочие цветы». «Но чем ?» – Закрыв глаза, вымаливал у неба, Чтоб сердце утром не стучало слепо». – «Тюльпан, ты спал. Потом открыл глаза. Зачем?» «Хочу о чём-то рассказать». «О чём?»– «Могу сказать Земле уставшей, Как может стать бутон прекрасной чашей».
СЧАСТЬЕ
Хотя им может овладеть любой живущий, Но обретает лишь другим его дающий.
ТВОРЕНИЕ И СОТВОРЕНИЕ
Бог сотворил нас как Добра творцов. Мы чаще вытворяем зло, взрослея. Становимся порою бесов злее, Но возвращаемся к Добру в конце концов,
Измученные злобой на дорогах... Пока Его ребёнок не подрос, Бог отвечает на любой вопрос, Но мы не часто спрашиваем Бога.
* * * О, миротворец! Ты сражаешься за мир на всей земле. Сначала, я прошу тебя, создай его в себе.
УЗОРЫ ЧУВСТВ
Невозмутимость! Мой ближайший друг, Как редко я прошу твоих услуг.
О, скромность! Шлю тебе смиренное послание, Ведь ты пока вуаль, за ней моё тщеславие.
Смирение! Родник в людской пустыне. Источник истины и суть моей гордыни.
Тщеславие! Ты часть всеобщей ноши. Влачат её святые и святоши.
Привычка! Ты не любишь перемены. С тобою я и царь, и раб одновременно.
Моё большое мыслящее Я Освободи от малого меня: От зависти, от злобы, от упрёков Воздержится пускай душа моя.
Свобода! Сколько жертв я снёс на твой алтарь. А ты ждёшь новых, ненасытный царь.
Доверчивость! Правдивостью маня, Как часто огорчала ты меня, Но вновь тащусь, как прежде, за тобой, Обманутый очередной нуждой.
|