В другом измерении. (Интервью с Л. Ключниковой) Печать
Автор: Великанов Е. и Ершов С.   

Газета «Сибирский пилигрим» Июнь, 1998 (Вернисаж)

С 17 апреля по 31 мая в здании ГПНТБ прошла выставка картин Лилии Ивановны Ключниковой под названием «В другом измерении». На выставке представлена лишь часть работ автора.

Творчество Лилии Ивановны отличается от известных на сегодняшний день художественных направлений. Произведения Лилии Ивановны выполнены в ярком колорите, с широким многообразием различных тонов и оттенков, они описывают жизнь каких-то параллельных пространств. Стилистически это полуабстракции с элементами символизма. Помимо христианских образов, темами ее произведений являются: «Алтай», «Космос», «Цветы». Техника исполнения картин, как правило, смешанная: акварель, гуашь, тушь. Гармоничная, уравновешенная композиция, спокойный цветоритм превращают их в своего рода искусствотерапию.
Многие посетители выставки убежденно считают, что на картинах изображен тонкий мир. Более того, говорят, что картины обладают явным целительным свойством, хорошо гармонизируют атмосферу.

Помимо Новосибирска, выставки Лилии Ивановны с успехом проходили в музеях Москвы, Томска, Красноярска, Юрги, Донецка, Днепропетровска, Николаева, Мариуполя, Одессы, Ялты, Артемовска, Железногорска, Магнитогорска, Озерска, Луганска и даже Дели (Индия).
Вот что рассказывает художница о себе цитируя отзывы со своих выставок.
«Наконец, я увидела то, что иногда чувствую, но не умею выразить в словах, тем более в красках. Очень понравилась работа «Войди». На мой взгляд, это приглашение всем нам стать лучше».

Меланья Седых, г. Донецк, 1994 г.).

— То, как я начала рисовать, имеет свою предысторию. Толчок к началу творчества я получила в конце семидесятых годов, когда в Новосибирске проходила большая выставка Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Меня поразила Индия, показанная Рерихами. Сейчас начинаю осмысливать, что толчок был дан именно духовной Индией. Как будто что-то откликнулось в генах, о чём я и не подозревала.
Надо сказать, что в это время мы с моими студентами находились на сборе валерианы в совхозе лекарственных трав. Возможно, и это сыграло какую-то роль. Когда вернулась после выставки в совхоз, то меня потянуло к карандашам, фломастерам, бессознательно что-то начала рисовать. Чуть позже, когда приехали в город, это вылилось в полную одержимость рисованием. Начала рисовать, рисовать и рисовать каждую свободную минуту. Вначале карандашами, ещё ничего не осознавая, потом пошли краски. Так прошла самостоятельно «свои университеты», ведь рисованию до этого нигде не училась.

Учёба продолжалась довольно долго. Получалось далеко не всё, но желание рисовать ни на минуту не ослабевало и даже усиливалось. На первых порах излюбленными мотивами были храмы. Хотя знаю, что обычно художники начинают свой путь на этюдах, рисуют глиняные горшки, вазы и т.д. У меня времени на это не было, поскольку всё это началось, когда мне было уже за сорок.
«В моей душе красота Ваших картин живёт, звучит, творит. Примите поклон сердца за симфонию любви, труда, красоты, радости».

А. И. Иванова, г. Владивосток, 1996 г.

С самого начала сознательно старалась гармонизировать, чтобы ни краски, ни линии на листе не были кричащими. Не люблю темных тонов, мрачных сюжетов, и в моих картинах этого практически нет. Это сознательная установка, поскольку в мире и так слишком много мрачного и тяжёлого, как может художник ещё добавлять всего этого?

Надо сказать, что момент, когда у меня началось влечение к рисованию, совпал с тяжёлым поворотом в нашей с Юрием Михайловичем судьбе. У нас были большие неприятности, связанные с именем Н. К. Рериха. Юрий Михайлович заявил тогда ещё советским властям, чтобы они обратили внимание на Учение Живой Этики, что Россию ждут тяжёлые испытания и надо обратиться к этому Учению, поскольку оно дано для России. В общем, он стал гонимым, избиваемым человеком, тем более что сам был партийным, и это продолжалось три года. Это был очень тяжёлый период, и занятие живописью помогало выстоять. Мы спаслись тем, что тяжёлые, гнетущие энергии переключили на творческие; Юрий Михайлович стал писать стихи запойно, а я запойно рисовать. Сейчас могу подтвердить на собственном примере, что красота, стремление к красоте действительно спасает душу.

«В этой гармонии красоты, любви и света растворяешься полностью, чувствуешь одну лишь тонкую материальную оболочку. Благодарим за эту частичку Неба на земле».

Ваши близкие и всегда родные. г. Донецк, 1994 г.

Лет десять накапливались картины, появились работы, которые даже мне самой нравились. Про выставки я тогда и не думала, просто была потребность выплеснуть душу на бумагу. Но потом стали приглашать, организовывать выставки, и в1998 году отметила двадцатилетие творческой жизни.

Оказывается, очень много духовно близких мне людей. В книгах отзывов люди из разных городов пишут, что они в своих духовных переживаниях, молитвах, снах видят эти храмы, цветы. Происходит узнавание работ, сюжетов. Мне такие оценки очень удивляли, я ведь считала свою живопись плодом личного моего воображения.. Но оказывается, люди из разных городов страны многое узнают … Возникает мысль, что Тонкие Планы существуют, что всё это объективно, реально. Пришлось даже обратиться к мыслителям, философам, другим художникам в поисках разъяснений. И нашлось много подтверждений тому, что художник, когда рисует, делает это душой. Душа, как сказал в широко известной работе «Иконостас» Павел Флоренский, во время сна отлетает в горний, или Высший, мир, там напитывается красотой, прекрасными видениями и потом возвращается. Именно эти видения художник выплёскивает в своих работах.
«Ваши картины поразили меня красотой и таинственностью. Красками вы передали свои чувства, мечты и даже, может быть, своё счастье».

Ученица восьмого класса, г. Новосибирск, 1997 г.

Когда начала рисовать, идея того, что мир бесконечно гармоничен, жила во мне бессознательно. А тут я стала внимательно всматриваться в мир. Мысль о том, что природа — это не случайное сочетание каких-то ликов, а результат высоких замысло, что она порождение Творца, через рисование получила для меня подтверждение. Творец изначально гармонизировал все свои творения, создавал красоту и гармонию. И она заложена буквально во всём — в графике деревьев, в бесконечно причудливых линиях гор, цветов и т. д. Изысканность в Природе бесконечна. Иногда засмотришься, как причудлива какая-нибудь крапива. Ты её идешь выдирать, а она за ночь выпустила кисточки, приготовится цвести, и это так красиво, что рука останавливается убрать сорняк.. Действительно, природа сотворена, и каждый художник как бы сотворец Создателю. В Евангелие сказано, что Бог сотворил небо, землю, твердь, животных и увидел, что это хорошо. Бог предстал для меня неким ваятелем, который трудился по вдохновению.

От большинства картин веет духом Востока, в частности, Японии. Картины создают спокойное, возвышенное настроение. Это первые акварельные работы, которые мне понравились».

В. К., г. Москва, 1997 г.

Надо специально закрывать глаза, чтобы не видеть, во что превращён нами прекрасный, божественный мир, подаренный Создателем. Надо быть идеалистом, чтобы не замечать плоды деяний человечества, которое уничтожает красоту, природу. Очень больно на это смотреть. Идет расплата за наше бездумье, бездушье, сознательное уничтожение красоты. Я это отчетливо понимаю. Это проявляется в том, что возмущается бесконечно доброе солнце, происходят катастрофы и катаклизмы. Хочется верить, что человечество хоть в какой-то степени сможет понять грозность этих предупреждений, одуматься. Потому что будущий мир будет более добрым, светлым и чистым.
«В картине «Единое солнце веры» изображён храм, который был увиден мною наяву во время молитвы. Храм изображён абсолютно точно, как я его увидела пять лет назад».

Ольга Вергелес, г. Одесса, 1997 г.

Своё духовное развитие начала с трудов семьи Рерихов, через Учение Живой Этики. Ими было разбужено моё духовное начало, а это главное. И через это я пришла к православию. Очень люблю его, люблю наше старчество, люблю историю православия, подвижников. Мне всё это бесконечно дорого. Любя православие, очень огорчаюсь теми резкостями, которые допускают церковные деятели. Не понимая, что страна долгое время исповедовавшая полный атеизм, не может разом встать под знамёна православной церкви. Не понимая, что каждый ищет свой путь, своё миропонимание, своё место сам. Не понимают, что надо быть более терпимыми, милосердными, ведь именно терпения так не хватает сегодня нашей Церкви. Это меня огорчает. Если вы не согласны с тем, что люди выбирают восточные Учения, — помолитесь о грешниках, молитвой вразумите их. Но идти через зло, отрицание, отлучение, борьбу — очень неправильно на мой взгляд. Борьба с людьми, такими как, например Рерихи, их полное отрицание, по-моему, большая ошибка Церкви. Потому что это духовные величины, это история нашей культуры. Никуда не денешь Рериха — художника, путешественника, философа, учёного, он всё равно им остаётся. Это так же смешно, как борьба в своё время Церкви с Толстым.

«Во всех картинах слышу колокольные зовы Высших Миров».
Л. Шипов, г. Владивосток, 1996 г.

Большое спасибо всем зрителям, участникам, организаторам выставок. За их участие, за отзывы, за теплоту; ведь художнику очень важно знать, что его творчество нужно людям, что оно доставляет им радость и устремляет к красоте. Большое спасибо.

Подготовили
Е. Великанов и С. Ершов