Лилия и Крест |
Автор: Ключникова Марина | |||
«…в искусстве Земля подражает Небу». Они вместе уже более пятидесяти лет. Их объединяют три великие вещи — любовь, творчество (у каждого своё) и общее дело. Идеальная формула семейного счастья! Лилия Ключникова — художница. Юрий Ключников — поэт. Но оба пишут об одном — о том, что «за гранью видимого мира», о сакральной русскости, о мистической Индии, о прелести Алтая, о тайне красоты, о чуде и загадке жизни, о небесных корнях всего земного. Его стихи и её картины похожи на русские молитвы, на восточные медитации и часто — на заклинанья. Они требуют от зрителя и читателя созвучия, вовлеченности, духовной работы. Её по-женски тонкая, зачарованная творческими снами душа и его горячая в своих прозрениях и парадоксально-мудрая муза звучат каждая на свой лад, но поют в унисон. Когда его в течение трёх мучительных лет терзали разборками за веру в Бога и исключали из партии, они оба, по её словам, спасались тем, что тяжёлые, гнетущие энергии переключили на творческие — «из тяжести недоброй» создавали своё «прекрасное». С тех пор и работают в одном ритме — он пишет запоями, иногда по шестнадцать часов в сутки, она так же запойно рисует. На её выставках его стихи сопровождают её картины, помогая понять их затаённый смысл. И его выступления и встречи с читателями всегда согреты и освещены её картинами, фильмами о её живописи. Эта живопись особая, по складу души — очень женская, по глубинному содержанию — мистическая. Художница говорит, что она как бы «вдыхает» краски Русский авангардист В. В. Кандинский одним из первых пришёл к мысли, что для изображения звучащей духовности предмет не нужен — цвет в живописи может существовать и самостоятельно, вызывая у чуткого по глубине восприятия зрителя настоящее потрясение духа. Есть благоухающие краски, есть краски звучащие, «всякая краска родит душевную вибрацию», пишет Кандинский в своей знаменитой книге «О духовном в искусстве», и там же утверждает, что высокие человеческие состояния, претворённые в искусство, подобно тому, как солнце убивает микробы, очищают и восстанавливают духовную атмосферу в мире. В этом смысле одухотворённая, изящная, «омытая праной» (по названию одной из её картин), ясно-сложная архитектоника иномиров Лилии Ключниковой имеет, конечно, и целительную силу. Картины Ключниковой не есть отражение видимого, реального мира, хотя в её живописи везде сквозят и образы окружающей нас действительности. Они скорее отражают очень зыбкую для нашего сознания по способу постижения реальность незримую — ту, что мы видим или угадываем во снах, в мечтах, в творческих озарениях, в медитации, а иногда и в галлюцинациях. Эту реальность принято считать субъективной — ведь каждый спящий видит свой и только свой сон, и все видения являются человеку в тех образах и символах, что присущи его мировосприятию, складу души. Но можно предположить, что и в том, тонком мире, мире душ и идей, превыше субъективного и переменчивого пребывает общее — первооснова нашей реальности, её первообразы и первосмыслы, мир эйдосов, согласно Платону, где все земные цветы, деревья, горы, реки имеют свою вечную небесную Родину. Даже рукотворные предметы — города, храмы, дворцы, башни, лестницы и арки — рождаются прежде свыше, в мире идей, и лишь затем получают земное воплощение. Ключникова никогда не пишет, что называется, с натуры. Её сознание видит иначе, оно глядит в себя, в свой микрокосмос, в котором видит тот самый первородный макрокосмос. Поэтому и живопись её, несмотря на узнаваемые фрагменты земной реальности, носит отпечаток «нездешнести». Не знаю, вполне ли осознается ею эта её творческая особенность, — наверное, лишь отчасти, художники не слишком умеют анализировать сами себя. Но в её картинах порой читается ощущение искреннего авторского изумления от того, что увиделось ей в этих самых мирах инобытия и перелилось затем в её светящиеся акварели. Так вот откуда произошли цветы и трава, как будто говорят нам её картины, так вот какова идея дерева, так вот как растут небесные горы и льются небесные реки, так вот как сложно и красочно заполнено первопространство, так вот каким светом оно освещено! В этих картинах — разная степень приближенности к, так сказать, небесным объектам. В «Храмах Небесных» это как бы наклонный полёт над мирным ландшафтом, как и в «России небесной», а в картине «Помилуй нас» художница стоит Как реально в мире идей, под небесным светилом сосуществование всех религий и всех храмов, среди которых духовно царит белая церковь православия, а рядом сияют главы и шпили соборов, мечетей, костёлов, буддийских ступ и египетских пирамид, а также неизвестных храмов, когда-то существовавших и славящих Бога, но уже смытых волной времени. Такова картина «Единое солнце веры». Многие из нас видели фрагменты этого Единого в молитвенных состояниях, в сновидениях, а также в том, что принято называть мечтами — тогда как на самом деле это эффект дежавю, воспоминание, зов в те пространства, где мы когда-то родились и некогда жили… Вот почему так единодушно повторяют многие зрители в книгах отзывов на выставках Лилии Ключниковой: «Мы это видели! Мы там были!», «Спасибо, что напомнили!» Да, все мы когда-то вышли из Рая, потеряли его, но смутно помним и пытаемся воскресить, создать заново. Именно о нём нам рассказывает живопись Лилии Ключниковой, её творческий опыт — опыт постижения и воплощения в красках райских пространств. И его же ищут глаза её мужа-поэта: Над красным трепетом осинок, И в серых лужицах колейных, Марина Ключникова
|