Геннадий Иванов. Предисловие к книге Ключникова Ю.М. Осенняя молитва. Лирический дневник. Сборни к стихов 1971-2011 гг. М.: Беловодье, 2012Ключ Юрия Ключникова Печать
Автор: Sergey   

«Его ключом я открываю двери…»

 

 

 

Ю.М.Ключников

 

 

 

 

Перед нами новая и во многом итоговая книга поэта Юрия Михайловича Ключникова. Поэта, стихи которого ценили Астафьев и Кожинов, Солоухин и Лихоносов и многие другие известные писатели. Его жизнь и творчество прекрасно описал критик Владимир Бондаренко в предисловии к книге Ключникова «Годовые кольца». Книга эта вышла в 2006 году в издательстве «Московский Парнас» и стала уже библиографической редкостью. Трогательное и вдумчивое послесловие к той книге написала дочь поэта Марина…

Одним словом, я отсылаю читателей, которым интересно всё о Ключникове к этой книге и к другим его предыдущим сборникам, и к Интернету. Думаю, что сын поэта, который издаёт «Осеннюю молитву», обозначит в конце сборника сайт, на котором много интересного можно узнать о Юрии Михайловиче.

Я буду говорить именно о сборнике «Осенняя молитва» И ещё шире о своём открытии и понимании поэзии Ключникова.

 

Начну я с собственного стихотворения об этом поэте:

 

 

 

Х Х Х

 

 

 

Юрий Михайлович Ключников,
Он не из нудных научников.
Не из унылых завистников
И не из снобов пустых.
Юрий Михайлович Ключников,
Он на земле без наручников –
Жизнь обнимает восторженно
Родину любит душой!
Юрий Михайлович Ключников,
Он из талантливых штучников –
Штучный он весь и единственный.
Строем не ходит в стихах.
Он по природе из грузчиков,

Юрий Михайлович Ключников.
Темы берёт неподъёмные,
Но поднимает, несёт.
Самое главное: с радостью
В небо он смотрит великое.
Самое главное: радостью

Он поделился со мной.

 

 

Вот такое, скажем, полубелое стихотворение. Грузчиком, как я узнал, Юрию Михайловичу действительно пришлось семь лет поработать, чтобы как-то прокормить семью после партийного обвинения в богоискательстве и закрытия для него всех нормальных работ по специальности преподавателя, редактора или журналиста.

А темы он поднимает на самом деле сложные, и слово его нагружено подлинным переживанием и смыслом. Это, я думаю, читатель сразу поймёт, внимательно читая стихи Ключникова. Я тут делаю акцент на слове п од л и н н о е. Есть стихотворцы, которые пишут на тему, рифмуют, импровизируют и только, а есть поэты, которые прежде всего слышат в себе боль или радость, проживают душой мысль, самих себя отдают читателю. Для них не случайно то или иное четверостишие, а выношенное, проверенное жизнью, они не могут не сказать именно так, согласно своим убеждениям и чувствам. Эти их убеждения и чувства переплавляются в душе поэта в строчки и строфы и как бы естественно, подлинно рождаются в мир.

Вот, например, блистательное стихотворение Ключникова «Двое»:

 

 

 

 

 

Она склонилась над постелью,
где он лежит, едва дыша,

её Иван.
Сутулой тенью
жизнь из него почти ушла.
Ушли в туманы ад военный,

 

 

 

и похоронки чёрный гром,

 

 

и воскресение из плена,

 

 

и новый плен в краю родном.

 

 

 

 

И как потом хлеба растили,

 

 

детей растили и страну.

 

 

Сыны и дочери России,

 

 

чья жизнь похожа на струну!

 

 

 

 

-Дай подниму тебя, Ванюша.

 

 

Все будет ладно впереди.

 

 

Покушай, радио послушай

 

 

и телевизор погляди.

 

 

 

 

И оба слушают, не слыша,

 

 

глядят, не видя пестрый мир,

 

 

где тени мёртвые колышут

 

 

хранимый Господом эфир.

 

 

 

 

Она качает головою:

 

 

- Ванюша, надо полежать.

 

 

И дай нам Бог, как эти двое

 

 

Россию нашу продолжать.

 

 

1981

 

 

Согласитесь, читатель, что надо обладать подлинно сердечным зрением, чтобы в терпеливой судьбе этих двух очень пожилых людей увидеть пример для подражания. Увидеть здесь судьбу России и сверить её с собственной судьбой.

Всё творчество Ключникова – это путь от сложного к простому и именно в простом обретение глубины жизни и глубины своей души. Это и путь от смуты и сомнений к радости. Он приходит «к бревенчатым избам, скрипучим мостам, / наследникам прошлых столетий,/ к ромашкам во ржи, к утомлённым цветам, /что выросли где-то в кювете»…Только от этого простого и родного прямой путь к духовной высоте, о которой, например, касаясь поэзии Рубцова, говорил критик Михаил Лобанов: « От «звезды полей», от красоты родной земли он шёл к вифлеемской звезде, к нравственным ценностям…» Ключников в своей поэзии прошёл этот же путь.
Он приходит к подлинной, духовной, России, которая открывается ему, как искреннему и чистой души поэту, во всей своей красоте и трагедии. Ключникову дано, подобно Тютчеву, говорить о России коротко и ясно и почти афористично. «Умом Россию не понять..» - это подметил Фёдор Иванович. А Юрий Михайлович в своих четырёх строчках тоже подметил довольно существенное:

 

 

Все терпит русский наш простор:

 

 

войну и холод, жар и мор,

 

 

лихую зиму, злую осень,

 

 

а вот продажность не выносит.

 

 

 

В наши дни от чего русские люди больше всего страдают? Именно от этой самой продажности, от этого самого предательства…Отсюда непереносимая для многих тоска в душе.

 

 

 

 

Книга «Осенняя молитва» поражает прежде всего обилием стихов, написанных в 2000-е годы. Их ещё называют нулевые. Но для Ключникова это десятилетие оказалось настоящей болдинской осенью. На него в полной мере сошла благодать Божья, то, мне кажется, к чему он стремился много-много лет.

 

 

 

В эти годы он обрёл полную творческую свободу. Стихи как бы сами собой появлялись на свет, а это высшее состояние творчества. Он достиг его.

 

 

 

В наше время из живущих так активно и плодотворно на восьмом десятке лет работают, пожалуй, только Глеб Горбовский и Константин Ваншенкин. Из недавно ушедших так работали в этом или почти этом возрасте Виктор Боков, Николай Тряпкин, Фёдор Сухов, Анатолий Жигулин, Алексей Решетов.Очень хорошие поэты. В этот ряд достойно встаёт Юрий Ключников.

 

 

* * *

 

 

Вечер дышит северной прохладою,

 

 

запахом сырой земли и роз.

 

 

Крест свой, на других не перекладывая,

 

 

худо-бедно, я почти донёс.

 

 

 

 

 

Новое разбуженное чувство

 

 

в радостной рождается груди.

 

 

-Господи!

 

 

Коль нет под новый груз Твой

 

 

чьих-то плеч,

 

 

Ты на мои клади.

 

 

 

 

2002

 

Можно приводить многие и многие стихотворения этого периода жизни и творчества Юрия Михайловича, приводить как пример творческой полноты и цельности его стихов, как пример живых и свежих, порой парадоксальных стихов, как пример неувядаемой жизни. Так и вспоминаются знаменитые строки другого поэта: «Но быть живым! Живым и только. Живым и только до конца!»

Есть у Бунина шестистрочное стихотворение «Старая яблоня»:

 

 

 

Вся в снегу кудрявом, благовонном,

 

 

Вся-то ты гудишь блаженным звоном

 

 

Пчёл и ос, завистливых и злых…

 

 

 

 

 

Старишься, подруга дорогая?

 

 

Не беда. Вот будет ли такая

 

 

Молодая старость у других!

 

 

 

У Ключникова точно такая молодая старость. Он откликается на всё происходящее вокруг в стране и в мире. И в духовном мире своей души, прежде всего.

 

***

 

 

В тяжкие, отчаянные самые

 

 

приступы безумья и тоски

 

 

чувствуешь незримое касание

 

 

чьей-то ободряющей руки.

 

 

 

Господи! Лишь ты один и можешь

 

 

врачевать рубцы сердечных гроз.

 

 

Что же мы взамен Тебе предложим,

 

 

кроме наших бесконечных слёз?

 

 

 

 

2002

 

 

 

Так какой же радостью поделился с нами и лично со мной поэт Ключников? Каким ключом от тайны жизни он обладал, чтобы быть таким жизнестойким и неунывающим?

Конечно, прежде всего радостью обретения Бога в душе. И радостью любви к Родине, к природе, к поэзии. Да, он о многом глубоко переживает, но его поэзия не позволяет нам утратить веру и надежду. Это главное.

 

 

Эпиграфом к предисловию я взял строку поэта из стихотворения «Не видит сердце…»:

 

 

 

 

 

Не видит сердце, и душа не слышит

 

 

ни слов, ни ликов, только тихий звон…

 

 

Я чую, как в молитве кто-то дышит

 

 

во мне ли, по соседству. Это Он.

 

 

 

 

Его ключом я открываю двери…

 

 

 

Да, Его ключом открывает двери вдохновения, двери самой жизни поэт Ключников. Божьим ключом…

 

Отсюда и такая лёгкость слога в его-то годы! Отсюда такой поэтический подъём!
Это же какой чистой и радостной душой надо обладать, чтобы в восемьдесят лет рифмовать «эмэйл» с «Емелей»:


Жду новостей, но писем новых нет,

 

 

ни в ящике почтовом, ни в эмэйле.

 

 

Живу наследством уходящих лет

 

 

подобно легендарному Емеле.

 

 

 

 

Или так простодушно и точно в 2008 году написать о нашем телевидении:

 

 

* * *

 

 

Я телевизору на сто процентов верю.

 

 

Ценю за то, что каждый ржавый гвоздь,

 

 

в какие бы ни одевался перья,

 

 

в нём делается видимым насквозь.

 

 

 

 

 

Чирикает иной политик-птичка

 

 

что врать и воровать нехорошо.

 

 

Глядишь снаружи:

 

 

яичико-яичко,

 

 

а на просвет внутри-то - болтушок.

Всё это очень удивительно.Только одно ещё и ещё раз можно сказать: Божья благодать.Значит, заслужил своей мудрой жизнью, своими молитвами, добрыми делами. Добрыми помыслами.
Я думаю, что добрая слава о поэте Юрии Михайловиче Ключникове будет шириться и распространяться по России. Его надо читать.

 

 

 

 

 

Геннадий Иванов,

 

 

первый секретарь Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России