ИБН АРАБИ (1165-1240) |
Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си – крупнейший исламский богослов и поэт. Прозвище «Араби» - свидетельство его арабского происхождения, а приставка «аль Андалуси» сообщает о том, что он родился в Испании, в той её части, которой несколько веков владели арабы. В Севилье, Ибн Араби получил хорошее образование, которое приобрёл, с одной стороны, под руководством выдающихся суфийских учёных, с другой, – благодаря сильному влиянию странствующих аскетов, к которым будущий поэт тяготел с юности. Это двойное образование, полученное смолоду, определило дальнейшую жизненную линию Ибн Араби. Он стал крупнейшим суфийским философом и одновременно странствующим дервишем. Араби обошёл в своих странствиях Северную Африку, весь Ближний Восток, Среднюю Азию, где его особенно почитают. Ещё одна особенность Ибн Араби – он не однажды во время своих путешествий испытывал экстатические состояния, которые позднее описал в книге «Мекканские откровения». Ибн Араби отправился в Мекку из Андалузии через Александрию и Каир . В Египте он встречался не только с высокими суфийскими авторитетами, но изучал книги александрийских гностиков и философов Древней Греции. За высокую образованность, сочетавшуюся с богатым мистическим опытом, почитатели Ибн Араби назвали его величайшим учителем и «сыном Платона». Именно в качестве крупнейшего восточного философа он прежде всего и знаменит в исламском мире.
* * * Зови меня, Творец всего, зови: Шли не саму Любовь, желание Любви.
* * * Считают многие: обязанность Учителя чудить, Насытить в чудотворстве нашу жажду. Учитель же старается в немногих пробудить То, в чём нуждается из нас реально каждый.
ПОСЛУШНИК БОГИНИ
Мне ведомы земли живые панорамы: Обличья городов, их нравы и грехи, Я видел сонмы звёзд, служил во многих храмах, О виденном пишу трактаты и стихи.
Я древний звездочёт, молитвенник пустыни, Смиренный страж садов и вспаханных полей, Молюсь о них непризнанной Богине. Не осудите за молитву Ей.
Она – луч солнца, нежный ритм газели, Дыхание ветров и мрамор женских тел. Весной деревья одевает в зелень, Являет наших помыслов предел.
Сокрытая в разнообразных ликах, Она – Вселенной суть и Ей равновелика.
ГОРНАЯ ДОЛИНА
Скажи мне, долина, укрытая в скалах, Кого ты приютом своим обласкала?
Кому твои склоны открыли дорогу К вершинам и к истине, к счастью и к Богу?
Как сердцем услышать священные зовы? Как нам возвратиться к первичным основам?
Найти в этой жизни законное место, Где свет незакатен и тьма неизвестна?
Там в нежной прохладе прекрасных садов Покой обрести и корзины плодов?.. * * * Я БОЛЕН
Я страдаю, мне больно, я болен покинутой былью, Словно голубь в полёте, которому срезали крылья.
Ты явилась ко мне, как ночное светило однажды, Возмутила в душе беспокойную страстную жажду.
Приоткрыла накидку лица и подобно луне . Своим взглядом задумчивым сердце поранила мне.
И ушла в облака, без лекарства оставила рану . Я – тебе не чета: твои родичи царского сана.
И к тому же отец твой – мой давний духовный учитель*… Не горюйте, друзья, лучше вместе со мной помолчите.
Вековечны законы, не может текущее время Повенчать с величавым Ираном услужливый Йемен* *. * ** Намёк на то, что Ибн Араби был влюблён в красавицу Низам из Ирана, тогда как сам жил в Йемене
Божья Воля
Халиф Умар увидел группу богомольцев, Они сидели рядом с церковью в дремотце.
«Что делаете здесь?» – спросил Умар. « У храма ожидаем Божий дар».
«Я полагаю, вы напрасно ждёте Бог шлёт дары лишь тем, кто на работе.
Сперва засейте семенами поле, Потом уж предавайтесь Божьей воле».
Дервиши и умники
Спросили мудреца:«Ты служишь земледельцам, Безвестным дервишам, неграмотным умельцам.
Но почему не просвещаешь умных и богатых, Способных людям дать порядок и достаток?
Они, твоими мыслями и выучкой владея, В неправедную жизнь внесут высокие идеи».
Мудрец ответил: «Я боюсь, такого не случится. Богатые не склонны у меня учиться.
Они любую из священных истин Направят к достижению корысти».
* * * Если вырваться хочет наружу твой гнев, Усмири его волей, внутри одолев.
* * * Лишь всегда поминающий сердцем Аллаха Понимает, зачем Он творил нас из праха.
* * * Не складывай мечты о Боге в долгий ящик. Ищи Его не где-то – в настоящем.
* * * Если хочется выиграть жизни бои, Контролируй все мысли и чувства свои.
Постарайся для Бога хоть что-нибудь значить, Защити своё сердце от низменных качеств.
* * * Пока живой, направь свои усилья Взрастить в душе спасительные крылья.
Пророк Мухаммед заповедал нам джихад*, Чтобы орёл земной покинул ад. *Речь идет прежде всего о внутреннем джихаде– борьбе со своими грехами, пороками и недостатками
|