Имя этого человека сопоставимо по влиятельности в суфийско-исламской философии с именем Ибн Араби. А в суфийской поэзии он стоит еще выше. Газели Руми и поныне распевают в народе, особенно в Турции и в Иране.
Родился Руми Мавлана́ Джалал ад-Ди́н Мухамма́д Руми́, известный обычно как Руми или Мевляна, в одном из древнейших городов мира – Балхе (ныне Афганистан), основанном 1500 лет до н.э. По сведениям исламских богословов, Балх – также родина основателя религии огнепоклонников пророка Зороастра. Умер же Руми в городе Конье (Турция), имеющем куда более древние корни, кстати, на родине (согласно легенде) Ходжи Насреддина. В Конье, по другой восточной легенде, покоится прах древнегреческого философа Платона. Все эти данные для суфиев весьма многозначительны.
Знаменательно и происхождение Джелаладдина Руми.
Одна из точек зрения утверждает, что значение имени –« неукротимый». По- арабски Джеллладин означает «Слава Веры».Отцом поэта был почитаемый до сих пор в исламском мире суфий, проповедник, правовед шариата Бахаутдин («богоугодный») Валлад, ставший его первым наставником, когда Руми был еще мальчиком. Согласно исламским преданиям, Руми наяву встречался с Ф. Аттаром, предсказавшим юноше великое будущее. А в своих многочисленных экстатических видениях он имел встречи с Аттаром и после его смерти. Считается, что Аттар и другие предки-призраки научили поэта той мудрости, которая вложена в его главный труд поэму «Маснави». Это четыре огромных тома (50 тыс. бейтов), труд, почитаемый в суфийском мире почти наравне с Кораном. Здесь собраны легенды, притчи, мифы, служащие до сей поры предметом изучения и медитаций суфиев различных орденов. Кстати сам Руми был идейным вдохновителем ордена «Мевлеви», существующего поныне. Мевляна – одно из прозвищ Руми.
Стихи Джелаладдина Руми, помещённые ниже, взяты из его главного труда «Маснави. Поэма о скрытом смысле».
***
Когда земная жизнь сжимает душу,
Ты жалобы и плачь её не слушай.
Так человека сотворил Господь:
Душа болит, страдает с нею плоть,
А дух растёт и твой, и Мирозданья.
И это есть закон произрастанья,
Закон пульсации отдачи и даров.
Он строг, понятен, справедлив, суров.
Молитвы слёзные, уныние и стоны
Не входят в действие всемирного закона.
Зима являет некое подобье сна,
За нею пробуждает жизнь весна.
А если бы всё время длилось лето,
С ума сошла бы бедная планета.
Итак, ты пальцы сжал свои, Руми,
Держась за жизнь, теперь их разожми
Для нового рожденья, для даренья,
Согласно сжатию миров и расширенью.
* * *
Не зрим грядущие дороги
Ни в ясном небе, ни во мраке.
И лишь распятые пророки
Умеют всюду видеть знаки.
Нет для добра у них границы,
Но нет и капли многословья;
Парят над нами, словно птицы,
В любую входят дверь с любовью.
Про солнце всякому известно,
Что свет восходов бескорыстен.
Но почему же повсеместно
Уходим в ложь от ясных истин.
Нам путь в грядущее неведом,
Но обозначили дорогу
Христос совместно с Мухаммедом.
Увы, не видим знаки к Богу!
* * *
Ты хочешь разыскать Первооснову,
Начальную природу бытия.
Произнести: «В Начале было Слово,
И Слово то нашёл в пространстве я».
Наш разум, по сравненью с Высшим, жалкий,
Начало и конец засорено.
Не прорастёт на человечьей свалке
Сияющее Логоса зерно.
* * *
Кто выбрался из жизненной темницы,
Отправился в небесный океан,
Теперь, подобно рыбе или птице,
Своей свободой безграничной пьян.
Но, может быть, он в раковине зреет
Жемчужиной, чтоб ожерельем стать…
Мы – дети Бога, Он нас всех жалеет,
Во всех мирах Аллаха благодать.
* * *
Где истина, в аду или в раю,
В добре, во зле, в покое ли, в боренье?..
Испробуй всё, спроси судьбу свою
И напоследок обратись к смиренью.
* * *
Вначале люди поклоняются всему,
Затем их сотворившему Уму.
И, наконец, устав от поклоненья, Не бьют свои поклоны больше ничему.
* * *
Знай мусульманин, идол что такое, –
Оставил бы язычника в покое.
Кто молится, пусть даже духу страха,
Способен стать сподвижником Аллаха.
СУФИЙ О СЕБЕ
Одним кажусь приверженцем Аллаха,
Другим – примером христианского монаха,
Для третьих я – адепт зороастрийства,
Но для себя я Бог в комочке праха.
Горный козёл и коза
Козёл в горах бывает осторожен:
Прыжок здесь каждый стать последним может.
Но вот возникла вдалеке коза –
Мутятся тотчас у козла глаза.
Он скачет к ней сквозь пропасти и камни.
Такое повторяется веками.
Охотник знает эту прыть козла.
Всегда готова для него стрела.
Ведь и герою собственные страсти
Опаснее любой иной напасти.
ДЕРЕВО И ПЛОДЫ
Сей мир подобен дереву, а мы –
Под стать плодам, мы ждем своей зимы.
Висим, пока незрелы, на ветвях;
Грозят нам ветры, точит нас червяк.
Плоды срывают иногда жестоко
До временем назначенного срока.
Но вот он настаёт под небесами –
И падаем тогда на землю сами.
Так созревает дух в футляре тела,
Пока ему там жить не надоело.
КОРНИ СЛАВЫ
Мы в памяти людей хотим остаться,
Как мудрые пророки или старцы.
А почему бы нет? Подобно им,
Едим и спим, творим и говорим,
Приобретаем и несём утраты…
Но разные бывают результаты.
Цветок – один и тот же, но даёт
Пыльцой гадюкам яд, а пчёлам мёд.
Вино, не добродив, рождает уксус,
Но, выдержку пройдя, целит, как мускус.
Два тростника. Один свирелью стал,
Другой засох, качаться перестал…
Таких примеров тьма, когда ученье
Способно переделать тьму в свеченье.
ОТВЕТА НЕТ
Я размышляю дни и ночи,
О жизни здесь и в мирозданье.
Но почему Господь не хочет
Меня избавить от страданья?
В ответ молчанье.
Я раньше пил в ином трактире
И здесь нетрезвым пребываю .
Зачем в былом и этом мире
Глаза я пьянством заливаю?
Ответ – не знаю.
Хочу лететь над миром к звёздам,
Хочу сменить своё гнездовье.
Увы, везде земные гнёзда
Пропитаны враждой и кровью,
Но не любовью.
Чьи мысли принимает разум?
Чью волю исполняют чувства?
Я с жизнью здесь ничем не связан.
Вокруг всё холодно и пусто.
Не до искусства.
Хоть кто-то грустными глазами
Мне шлёт подобие привета.
Могу я спрашивать часами.
Мне нет ответа.
Да и в стихах одни загадки;
Не знаю, нужен ли я людям?
Со мной играет кто-то в прятки,
Незримо милует и судит.
Ответа нет, но и не будет.
ПИСЬМО ЛЮБИМОЙ
Ломающая кипарисы буря
Цветок ласкает, брови хмуря.
Трава с грозою не станет спорить;
Живут в согласье шторм и море.
Топор не испугается бревна
И не поднимется, когда пред ним стена.
Один глупец сражается с судьбою.
…Любимая, склоняюсь пред тобою.
Ты для меня – и ураган, и роза,
И кипарис, и для него угроза.
Я беден, стар, подобен топору.
Возможно, через пару лет умру.
Пока Руми – не горсть земного праха,
Побудь со мною, именем Аллаха!..
ОТВЕТ
Стань, милый, безрассуден,
Душой и видом скуден,
Нетрезв, бесстыден, тучен,
Не сделайся лишь скучен.
Танцуй на поле брани,
Танцуй среди беды.
Танцуй, когда изранен,
Сорвав свои бинты.
Танцуй и днём и утром,
Танцуй во тьме ночной.
Танцуй везде, как будто
Встречаешься со мной.
* * *
Коснувшись смерти, в небо взмою
И с тучами соединюсь.
С приходом солнечного зноя
На землю ливнями вернусь.
Где воду в темноту пролили,
На свет появятся цветы,
И запоют головки лилий
Безмолвно песни красоты.
ЗАКОН ПУЛЬСАЦИИ
Когда земная жизнь сжимает душу,
Ты жалобы и плачь её не слушай.
Так человека сотворил Господь:
Душа болит, страдает с нею плоть,
А дух растёт и твой, и Мирозданья.
И это есть закон произрастанья,
Закон пульсации отдачи и даров.
Он строг, прекрасен, справедлив, суров.
Молитвы слёзные, уныние и стоны
Не входят в действие всемирного закона.
Зима являет некое подобье сна;
За нею пробуждение земли – весна.
А если бы всё время длилось лето,
С ума сошла бы бедная планета.
Итак, ты пальцы сжал свои, Руми,
Держась за жизнь, теперь их разожми
Для нового рожденья, для даренья,
Согласно сжатию миров и расширенью.
* * *
Земля не прах, она живой сосуд,
Наполненный Творца горячей кровью.
Земля и есть для нас Последний Суд:
Поступку, мысли, слову и злословью.
* * *
Сей мир подобен рогу изобилья:
В нем все есть, от болот и до высот…
Как птицу к цели направляют крылья,
Так нас стремленье к выбору несет.
* * * *
Исполни волю главную Господню:
Преобразись, прощенье заслужив,
Смирись умом, пока не умер плотью,
Родись душой, пока ты телом жив.
* * *
Куда для нас полезней умный враг,
Чем лезущий в приятели дурак.
* * *
Душе легко безмолвствовать в очах,
Как языку являть себя в речах.
* * *
Кто повторяет мысли мудрых книг,
Тот не всегда в чужую мудрость вник.
* * *
Тело — лодка, под ней океан,
То есть бездна. Наполни стакан.
Выпей так, чтобы ум замутился;
Может, этим рассеешь туман.
* * *
Из рук Аллаха ты явился, как парча,
Но стал заплатой на кафтане палача.
Прислушивайся к шепоту Пространства
И снова стань парчой в руках Врача.
* * *
Когда покинем тело в мире этом,
В могиле нашу душу не найдешь.
Ищи ее в стихах больших поэтов.
Быть может, и свою там обретешь.
* * *
Никто не знает, как ценна душа
И как была она вначале хороша.
Когда покинем тело в мире этом
А почему? Наверно, потому что
Творец не взял с нас за подарок ни гроша.
* * *
Закрой глаза, избавь от мыслей разум.
Пусть сердце станет разумом и глазом.
|