ДЖЕЛАЛЛАДДИН РУМИ (1207 – 1273) |
Имя этого человека сопоставимо по влиятельности в суфийско-исламской философии с именем Ибн Араби. А в суфийской поэзии он стоит еще выше. Газели Руми и поныне распевают в народе, особенно в Турции и в Иране. Родился Руми Мавлана́ Джалал ад-Ди́н Мухамма́д Руми́, известный обычно как Руми или Мевляна, в одном из древнейших городов мира – Балхе (ныне Афганистан), основанном 1500 лет до н.э. По сведениям исламских богословов, Балх – также родина основателя религии огнепоклонников пророка Зороастра. Умер же Руми в городе Конье (Турция), имеющем куда более древние корни, кстати, на родине (согласно легенде) Ходжи Насреддина. В Конье, по другой восточной легенде, покоится прах древнегреческого философа Платона. Все эти данные для суфиев весьма многозначительны. Знаменательно и происхождение Джелаладдина Руми. Одна из точек зрения утверждает, что значение имени –« неукротимый». По- арабски Джеллладин означает «Слава Веры».Отцом поэта был почитаемый до сих пор в исламском мире суфий, проповедник, правовед шариата Бахаутдин («богоугодный») Валлад, ставший его первым наставником, когда Руми был еще мальчиком. Согласно исламским преданиям, Руми наяву встречался с Ф. Аттаром, предсказавшим юноше великое будущее. А в своих многочисленных экстатических видениях он имел встречи с Аттаром и после его смерти. Считается, что Аттар и другие предки-призраки научили поэта той мудрости, которая вложена в его главный труд поэму «Маснави». Это четыре огромных тома (50 тыс. бейтов), труд, почитаемый в суфийском мире почти наравне с Кораном. Здесь собраны легенды, притчи, мифы, служащие до сей поры предметом изучения и медитаций суфиев различных орденов. Кстати сам Руми был идейным вдохновителем ордена «Мевлеви», существующего поныне. Мевляна – одно из прозвищ Руми. Стихи Джелаладдина Руми, помещённые ниже, взяты из его главного труда «Маснави. Поэма о скрытом смысле».
*** Когда земная жизнь сжимает душу, Ты жалобы и плачь её не слушай. Так человека сотворил Господь: Душа болит, страдает с нею плоть, А дух растёт и твой, и Мирозданья. И это есть закон произрастанья, Закон пульсации отдачи и даров. Он строг, понятен, справедлив, суров. Молитвы слёзные, уныние и стоны Не входят в действие всемирного закона. Зима являет некое подобье сна, За нею пробуждает жизнь весна. А если бы всё время длилось лето, С ума сошла бы бедная планета. Итак, ты пальцы сжал свои, Руми, Держась за жизнь, теперь их разожми Для нового рожденья, для даренья, Согласно сжатию миров и расширенью.
* * * Не зрим грядущие дороги Ни в ясном небе, ни во мраке. И лишь распятые пророки Умеют всюду видеть знаки. Нет для добра у них границы, Но нет и капли многословья; Парят над нами, словно птицы, В любую входят дверь с любовью. Про солнце всякому известно, Что свет восходов бескорыстен. Но почему же повсеместно Уходим в ложь от ясных истин. Нам путь в грядущее неведом, Но обозначили дорогу Христос совместно с Мухаммедом. Увы, не видим знаки к Богу! * * * Ты хочешь разыскать Первооснову, Начальную природу бытия. Произнести: «В Начале было Слово, И Слово то нашёл в пространстве я». Наш разум, по сравненью с Высшим, жалкий, Начало и конец засорено. Не прорастёт на человечьей свалке Сияющее Логоса зерно.
* * * Кто выбрался из жизненной темницы, Отправился в небесный океан, Теперь, подобно рыбе или птице, Своей свободой безграничной пьян. Но, может быть, он в раковине зреет Жемчужиной, чтоб ожерельем стать… Мы – дети Бога, Он нас всех жалеет, Во всех мирах Аллаха благодать.
* * * Где истина, в аду или в раю, В добре, во зле, в покое ли, в боренье?.. Испробуй всё, спроси судьбу свою И напоследок обратись к смиренью.
* * * Вначале люди поклоняются всему, Затем их сотворившему Уму. И, наконец, устав от поклоненья,
* * * Знай мусульманин, идол что такое, – Оставил бы язычника в покое. Кто молится, пусть даже духу страха, Способен стать сподвижником Аллаха.
СУФИЙ О СЕБЕ
Одним кажусь приверженцем Аллаха, Другим – примером христианского монаха, Для третьих я – адепт зороастрийства, Но для себя я Бог в комочке праха.
Горный козёл и коза
Козёл в горах бывает осторожен: Прыжок здесь каждый стать последним может.
Но вот возникла вдалеке коза – Мутятся тотчас у козла глаза.
Он скачет к ней сквозь пропасти и камни. Такое повторяется веками.
Охотник знает эту прыть козла. Всегда готова для него стрела.
Ведь и герою собственные страсти Опаснее любой иной напасти.
ДЕРЕВО И ПЛОДЫ
Сей мир подобен дереву, а мы – Под стать плодам, мы ждем своей зимы.
Висим, пока незрелы, на ветвях; Грозят нам ветры, точит нас червяк.
Плоды срывают иногда жестоко До временем назначенного срока.
Но вот он настаёт под небесами – И падаем тогда на землю сами.
Так созревает дух в футляре тела, Пока ему там жить не надоело.
КОРНИ СЛАВЫ
Мы в памяти людей хотим остаться, Как мудрые пророки или старцы.
А почему бы нет? Подобно им, Едим и спим, творим и говорим,
Приобретаем и несём утраты… Но разные бывают результаты.
Цветок – один и тот же, но даёт Пыльцой гадюкам яд, а пчёлам мёд.
Вино, не добродив, рождает уксус, Но, выдержку пройдя, целит, как мускус.
Два тростника. Один свирелью стал, Другой засох, качаться перестал…
Таких примеров тьма, когда ученье Способно переделать тьму в свеченье.
ОТВЕТА НЕТ
Я размышляю дни и ночи, О жизни здесь и в мирозданье. Но почему Господь не хочет Меня избавить от страданья? В ответ молчанье.
Я раньше пил в ином трактире И здесь нетрезвым пребываю . Зачем в былом и этом мире Глаза я пьянством заливаю? Ответ – не знаю.
Хочу лететь над миром к звёздам, Хочу сменить своё гнездовье. Увы, везде земные гнёзда Пропитаны враждой и кровью, Но не любовью.
Чьи мысли принимает разум? Чью волю исполняют чувства? Я с жизнью здесь ничем не связан. Вокруг всё холодно и пусто. Не до искусства.
Хоть кто-то грустными глазами Мне шлёт подобие привета. Могу я спрашивать часами. Мне нет ответа.
Да и в стихах одни загадки; Не знаю, нужен ли я людям? Со мной играет кто-то в прятки, Незримо милует и судит. Ответа нет, но и не будет.
ПИСЬМО ЛЮБИМОЙ
Ломающая кипарисы буря Цветок ласкает, брови хмуря.
Трава с грозою не станет спорить; Живут в согласье шторм и море.
Топор не испугается бревна И не поднимется, когда пред ним стена.
Один глупец сражается с судьбою. …Любимая, склоняюсь пред тобою.
Ты для меня – и ураган, и роза, И кипарис, и для него угроза.
Я беден, стар, подобен топору. Возможно, через пару лет умру.
Пока Руми – не горсть земного праха, Побудь со мною, именем Аллаха!..
ОТВЕТ
Стань, милый, безрассуден, Душой и видом скуден, Нетрезв, бесстыден, тучен, Не сделайся лишь скучен.
Танцуй на поле брани, Танцуй среди беды. Танцуй, когда изранен, Сорвав свои бинты.
Танцуй и днём и утром, Танцуй во тьме ночной. Танцуй везде, как будто Встречаешься со мной.
* * * Коснувшись смерти, в небо взмою И с тучами соединюсь. С приходом солнечного зноя На землю ливнями вернусь.
Где воду в темноту пролили, На свет появятся цветы, И запоют головки лилий Безмолвно песни красоты.
ЗАКОН ПУЛЬСАЦИИ
Когда земная жизнь сжимает душу, Ты жалобы и плачь её не слушай.
Так человека сотворил Господь: Душа болит, страдает с нею плоть,
А дух растёт и твой, и Мирозданья. И это есть закон произрастанья,
Закон пульсации отдачи и даров. Он строг, прекрасен, справедлив, суров.
Молитвы слёзные, уныние и стоны Не входят в действие всемирного закона.
Зима являет некое подобье сна; За нею пробуждение земли – весна.
А если бы всё время длилось лето, С ума сошла бы бедная планета.
Итак, ты пальцы сжал свои, Руми, Держась за жизнь, теперь их разожми
Для нового рожденья, для даренья, Согласно сжатию миров и расширенью.
* * * Земля не прах, она живой сосуд, Наполненный Творца горячей кровью. Земля и есть для нас Последний Суд: Поступку, мысли, слову и злословью.
* * * Сей мир подобен рогу изобилья: В нем все есть, от болот и до высот… Как птицу к цели направляют крылья, Так нас стремленье к выбору несет.
* * * * Исполни волю главную Господню: Преобразись, прощенье заслужив, Смирись умом, пока не умер плотью, Родись душой, пока ты телом жив.
* * * Куда для нас полезней умный враг, Чем лезущий в приятели дурак.
* * * Душе легко безмолвствовать в очах, Как языку являть себя в речах.
* * * Кто повторяет мысли мудрых книг, Тот не всегда в чужую мудрость вник.
* * * Тело — лодка, под ней океан, То есть бездна. Наполни стакан. Выпей так, чтобы ум замутился; Может, этим рассеешь туман.
* * * Из рук Аллаха ты явился, как парча, Но стал заплатой на кафтане палача. Прислушивайся к шепоту Пространства И снова стань парчой в руках Врача.
* * * Когда покинем тело в мире этом, В могиле нашу душу не найдешь. Ищи ее в стихах больших поэтов. Быть может, и свою там обретешь.
* * * Никто не знает, как ценна душа И как была она вначале хороша. Когда покинем тело в мире этом А почему? Наверно, потому что Творец не взял с нас за подарок ни гроша.
* * * Закрой глаза, избавь от мыслей разум. Пусть сердце станет разумом и глазом.
|