Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
ИБН АРАБИ (1165-1240) Печать E-mail

Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си – крупнейший исламский богослов и поэт. Прозвище «Араби» - свидетельство его арабского происхождения, а приставка «аль Андалуси» сообщает о том, что он родился в Испании, в той её части, которой несколько веков владели арабы.

В Севилье, Ибн Араби получил хорошее образование, которое приобрёл, с одной стороны, под руководством выдающихся суфийских учёных, с другой, – благодаря сильному влиянию странствующих аскетов, к которым будущий поэт тяготел с юности. Это двойное образование, полученное смолоду, определило дальнейшую жизненную линию Ибн Араби. Он стал крупнейшим суфийским философом и одновременно странствующим дервишем. Араби обошёл в своих странствиях Северную Африку, весь Ближний Восток, Среднюю Азию, где его особенно почитают.

Ещё одна особенность Ибн Араби – он не однажды во время своих путешествий испытывал экстатические состояния, которые позднее описал в книге «Мекканские откровения». Ибн Араби отправился в Мекку из Андалузии через Александрию и Каир . В Египте он встречался не только с высокими суфийскими авторитетами, но изучал книги александрийских гностиков и философов Древней Греции. За высокую образованность, сочетавшуюся с богатым мистическим опытом, почитатели Ибн Араби назвали его величайшим учителем и «сыном Платона». Именно в качестве крупнейшего восточного философа он прежде всего и знаменит в исламском мире.

* * *

Зови меня, Творец всего, зови:

Шли не саму Любовь, желание Любви.

* * *

Считают многие: обязанность Учителя чудить,

Насытить в чудотворстве нашу жажду.

Учитель же старается в немногих пробудить

То, в чём нуждается из нас реально каждый.

ПОСЛУШНИК БОГИНИ

Мне ведомы земли живые панорамы:

Обличья городов, их нравы и грехи,

Я видел сонмы звёзд, служил во многих храмах,

О виденном пишу трактаты и стихи.

Я древний звездочёт, молитвенник пустыни,

Смиренный страж садов и вспаханных полей,

Молюсь о них непризнанной Богине.

Не осудите за молитву Ей.

Она – луч солнца, нежный ритм газели,

Дыхание ветров и мрамор женских тел.

Весной деревья одевает в зелень,

Являет наших помыслов предел.

Сокрытая в разнообразных ликах,

Она – Вселенной суть и Ей равновелика.

ГОРНАЯ ДОЛИНА

Скажи мне, долина, укрытая в скалах,

Кого ты приютом своим обласкала?

Кому твои склоны открыли дорогу

К вершинам и к истине, к счастью и к Богу?

Как сердцем услышать священные зовы?

Как нам возвратиться к первичным основам?

Найти в этой жизни законное место,

Где свет незакатен и тьма неизвестна?

Там в нежной прохладе прекрасных садов

Покой обрести и корзины плодов?..

* * *

Я БОЛЕН

Я страдаю, мне больно, я болен покинутой былью,

Словно голубь в полёте, которому срезали крылья.

Ты явилась ко мне, как ночное светило однажды,

Возмутила в душе беспокойную страстную жажду.

Приоткрыла накидку лица и подобно луне .

Своим взглядом задумчивым сердце поранила мне.

И ушла в облака, без лекарства оставила рану .

Я – тебе не чета: твои родичи царского сана.

И к тому же отец твой – мой давний духовный учитель*…

Не горюйте, друзья, лучше вместе со мной помолчите.

Вековечны законы, не может текущее время

Повенчать с величавым Ираном услужливый Йемен* *.

*

** Намёк на то, что Ибн Араби был влюблён в красавицу Низам из Ирана, тогда как сам жил в Йемене

Божья Воля

Халиф Умар увидел группу богомольцев,

Они сидели рядом с церковью в дремотце.

«Что делаете здесь?» – спросил Умар.

« У храма ожидаем Божий дар».

«Я полагаю, вы напрасно ждёте

Бог шлёт дары лишь тем, кто на работе.

Сперва засейте семенами поле,

Потом уж предавайтесь Божьей воле».

Дервиши и умники

Спросили мудреца:«Ты служишь земледельцам,

Безвестным дервишам, неграмотным умельцам.

Но почему не просвещаешь умных и богатых,

Способных людям дать порядок и достаток?

Они, твоими мыслями и выучкой владея,

В неправедную жизнь внесут высокие идеи».

Мудрец ответил: «Я боюсь, такого не случится.

Богатые не склонны у меня учиться.

Они любую из священных истин

Направят к достижению корысти».

* * *

Если вырваться хочет наружу твой гнев,

Усмири его волей, внутри одолев.

* * *

Лишь всегда поминающий сердцем Аллаха

Понимает, зачем Он творил нас из праха.

* * *

Не складывай мечты о Боге в долгий ящик.

Ищи Его не где-то – в настоящем.

* * *

Если хочется выиграть жизни бои,

Контролируй все мысли и чувства свои.

Постарайся для Бога хоть что-нибудь значить,

Защити своё сердце от низменных качеств.

* * *

Пока живой, направь свои усилья

Взрастить в душе спасительные крылья.

Пророк Мухаммед заповедал нам джихад*,

Чтобы орёл земной покинул ад.

*Речь идет прежде всего о внутреннем джихаде– борьбе со своими грехами, пороками и недостатками