Жак Превер (Jacques Prévert) (1900-1977) |
Известный французский поэт и кинодраматург. Подобно очень многим поэтам Франции ХХ века прошёл через движение сюрреалистов, сблизился с коммунистами. Активно участвовал в театральной группе «Октябрь» при ЦК ФПК, сотрудничал с Полем Элюаром и Луи Арагоном. Кстати, последний одно время был зав. отделом культуры ЦК компартии Франции . В 1933 году вместе с вышеназванной театральной группой побывал в СССР, где гастроли зарубежных артистов, разделявших советские идеи, прошли с большим успехом при переполненных залах. Но подписывать благодарственное письмо Сталину от имени группы, как это было принято в те времена, решительно отказался. Так же, как от вступления в ряды ФКП, несмотря на уговоры друзей. Отшучивался: «Я, конечно, мог бы вступить в Коммунистическую партию, но ведь вы меня тут же упрячете в коммунистическую ячейку» (По-французски «ячейка» переводится, как «клетка» или «камера»). Столь же решительно сторонился всякой политики, хотя написал немало сценариев и памфлетов обличающих буржуазные порядки, обывателей, казёнщину, церковь . По этому поводу Сальвадор Дали заметил: «Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами». Писал киносценарии, по которым ставились фильмы с участием знаменитых актеров. Самые известные из них- «Набережная туманов», «Забавная драма», «Вечерние посетители», «День начинается», «Дженни», «Ночные двери», «Дело в шляпе». Особенностью сценариев Превера считаеися сочетание высокой поэзии и реализма. Одной из вершин кинематографии признан фильм по сценарию Превера «Дети райка». Однако главным видом своего творчества Превер считал стихи. Их не только читали, но и пели, причем лучшие певцы Франции — Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур. Очень популярны во Франции преверовские «Опавшие листья» в певческой программе Эдит Пиаф. Он сразу стал знаменитым и любимым поэтом Франции - его первая книга «Слова»(1946) была в течении нескольких продана тиражом в 3 миллиона экземпляров. Секреты успеха Превера в сочетании нескольких факторов- широта тематики, своеобразная городская народность, которая дает в стихах голос самым разным героям с улицы, умение говорить с людьми просто, ясно, доступно и вместе с тем используя яркие, запоминающиеся образы, любимая французами ироническая интонация, отказ от интеллектуального снобизма и высокоумия, который он выразил так: «Интеллектуальный мир почти моментально лгать начинает монументально» (перевод М.Кудинова). КРУГООБОРОТ ПРОГРЕССА Всё меньше леса остаётся на земле. С ним человек вступил в отчаянную драку. Деревья гибнут в дымной полумгле И превращаются в газетную бумагу. На ней печатают тревожные статьи, Что в скором будущем исчезнет лес почти. ЧУДО Обнажённая женщина в южном купается море, Бородатый мужчина идёт по воде рядом с ней. Вот уж много веков мудрецы спотыкаются в споре, И - какое же чудо из явленных этих чудней?! ОСКОЛКИ ЗОВА Человечек во мне напевал Беззаботные песни везенья, Наступив на шнурок свой, пал И рассыпался льдинкой весенней. И другой во мне голос возник, Твой, далёкий, родной, глуховатый, Звал меня за собой он куда-то От привычной житейской возни. Я в ответ не смутился нисколько, Говорю ему: - Чуть погоди… Две ладони скрестил на груди – И порезался эхом осколков. КАК НАРИСОВАТЬ ПТИЦУ Сперва нарисуйте клетку С настежь открытой дверцей. Туда поместите ветку И ваше поющее сердце. Рисунок в саду или в роще К дереву прикрепите. Но так, чтоб не смыл его дождик. Сядьте рядом и ждите. Порой ваша птица сходу в клетку пустую садится. Иногда же проходят годы – Не появляется птица. Ждите с нею свиданья, Лет не считая ваших, Потому что срок ожиданья Для вашей картины не важен. Когда же явится гостья, А она прилетит непременно, Мысли любые отбросьте, Сделать певунью пленной. Дождитесь, чтоб в клетку влетела, Кисточкой дверцу заприте. А после легко и смело Тёмную клетку сотрите. Дерево изобразите На голубом поднебесье Птицу туда посадите, Птичьих дождитесь песен. Если же ей не поётся – Это плохая примета, Может, ей мало солнца, Или вашего света. Но если птица запела, Вы с нею тоже спойтесь И можете ставить смело Под вашей картиной подпись. Но с этим не слишком спешите, Стальное перо не годится. Подпись свою напишите Перышком вашей птицы.
|