«На рубеже веков наше внимание к Тонкому миру необычайно обострилось, хотя все чаще и чаще раздаются голоса, что в основа развития человеческого общества как раз и заложено движение тонких сфер мыслей и чувств (вспомним мир идей Платона), сама эта сфера в ее чистом виде по традиции рассматривается как нереальная и субъективная в отличие от реальной, земной. Между тем, отзывы на картины Л. И. Ключниковой (а ее выставки прошли в десятках городов России и зарубежья), убедительно свидетельствуют, что многие люди разных возрастов, профессий и положений переживали сходные с художницей состояния и видели подобные образы в своих снах или в. бодрствующем состоянии. Значит, Тонкие миры имеют, кроме субъективной, и какую-то не до конца нами понятую объективную основу. Больше того, их влияние на земную действительность возрастает с каждым годом.
Известно, каким мощным фактором воздействия на человеческую психику стала так называемая виртуальная действительность телевидения и других коммуникационных систем. Но в этой области наметился совершенно явный перекос в сторону низших слоев Тонкого мира. Многочисленные фильмы ужасов с вампирами, ведьмами, агрессивными инопланетянами и другими чудовищами представляют Инобытие, как враждебную человеку действительность, как поле противостояния. Даже абстрактное направление в живописи чаще всего дает Тонкую действительность в искаженных ликах и формах. Но также хорошо известно, что все религии мира настаивают на мысли, что ужасы и деформированные облики свойственны лишь низшим слоям Астрала, высшие же - гармоничны и прекрасны.
К счастью, Л. И. Ключникова в своих исканиях Прекрасных миров не одинока. Ее абстрактные и полуабстрактные картины, если их можно так назвать, наследуют здоровую традицию всего мирового искусства, стремящегося прежде всего к красоте, а не к безобразию. Поиски в искусстве таких миров захватывают все большее число художников. Люди устают лицезреть распад, жаждут созидания, а значит, Гармонии и Красоты, которая "спасет мир".
Сергей Павлов
|