| «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами:
 Глупец, хотел уверить нас,
 Что Бог гласит его устами!”
 Пророк. М.Ю. Лермонтов Сегодня много и справедливо говорят о кризисе отечественного кино. Кризис этот связан не только с отсутствием должного финансирования нынешней худосочной российской киноиндустрии, и целостной системы кинопроката, но и с нравственной деградацией общества, с дефицитом героев в жизни. Трудно сказать, кто на кого больше влияет - жизнь, где все меньше и меньше героев, или кино, которое романтизирует уродов и дегероизирует настоящих людей, но режиссеру документального фильма все труднее найти для себя живой человеческий материал героического плана: увы, люди мельчают. Тем интереснее каждая удавшаяся художественная попытка. Режиссер фильма «Белый остров», удостоенного специального диплома «За философский и поэтический поиск» на ХХI Международном кинофестивале «Золотой Витязь», прошедшего в мае этого года в красивом сибирском городе Омске, Вячеслав Тихонов, и герой фильма – поэт, философ, путешественник Юрий Ключников, нашли друг друга, наверное, не случайно. Оба - бескомпромиссные личности, находящиеся в очень сложных отношениях с нынешним прагматичным веком. Фильм доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=w6RtczPN1ds На каком же кинематографическом фоне нашего утилитарного века  появился фильм «Белый остров», впитавший мысли и образы двух художников, притянувшихся  друг к другу? Отличительными чертами типичного массового российского  киноопуса сегодняшнего дня является вторичность: в основном унылое и  бледное подражание нашумевшим западным фильмам. В поделках такого рода  часто преобладает установка на скандал и коммерческие эффекты, плюс до  патологии доходящая нелюбовь их режиссеров к России. Многочисленные  фестивали заполнены подобными картинами, сделанными без божества, без  вдохновения, без любви к своей стране и народу, в которых режиссеры  буквально состязаются в изощренном антипатриотическом негативе.  Исключение составляют немногие фестивали и в частности международный  кинофестиваль «Золотой витязь» , поистине луч света в темном царстве  современного кино. Даже неискушенный зритель сразу видит отличие  отобранных картин от современного киноширпотреба: они сделаны по  совершенно иным законам, где зло и трагедии современной жизни не  смакуются, а преодолеваются, а высокий профессионализм художника служит  идеям духовности, а не распада. На фоне современных творцов негатива совсем иными, не похожими на  них, видим мы автора фильма “Белый Остров” и его героя. Кто же они? Вячеслав Тихонов, профессиональный кинорежиссёр-вгиковец, выпускник  мастерской видного кинематографиста профессора А.С. Кочеткова, в прошлом  уже побывавший лауреатом Пятого «Золотого Витязя» и получившего на нём  за фильм о расстреле Белого Дома «Русская тайна» авторитетный приз “За  лучшую режиссуру им. Александра Сидельникова”. Он - яркий пример  нонконформиста: фильмы его отмечаются наградами на фестивалях, высоко  оцениваются многими коллегами по цеху, но по телевидению до сих пор не  показывались, ибо не соответствовали официальной идеологии, были слишком  политизированы и патриотичны. Юрий Ключников - художник слова со сложной судьбой, значительное  время не печатавшийся, принятый, причем не без сопротивления в Союз  писателей лишь в 72 (!) года (и это при том, что творчество его высоко  оценивали такие выдающиеся наши литераторы как Виктор Астафьев, Владимир  Солоухин, Вадим Кожинов, Виктор Лихоносов, Лев Аннинский, Владимир  Бондаренко). Но главное в его жизни – даже не высокие литературные  достижения, а напряженный духовный поиск, сама судьба Юрия Ключникова с  поистине эпохальными испытаниями. Фильм “Белый Остров” именно и рассказывает о сложном и увлекательном  жизненном и творческом пути поэта Юрия Ключникова и его  супруги-художницы Лилии, с которой они в счастливом браке уже 56 лет. О  борьбе за свои идеи героя фильма. О его путешествиях по Алтаю, Непалу,  Индии. О встречах его с индийскими мудрецами, которые предсказали России  перспективу духовного возрождения и рассвета. Впечатляют этапы духовных  исканий Юрия Ключникова: раннее увлечение поэзией, пришедшееся на  военное детство¸ жадное погружение в русскую литературу в  университетские годы… Успешная карьера сибирского журналиста, которого  отобрали как лучшего и послали учиться в Москву, в Высшую партийную  школу. Острый интерес к западной культуре и диссидентской теме, быстро  сменившийся разочарованием; глубокое изучение религиозно-философской и  восточной литературы, увлечение идеями Рериха и попытка вместе с группой  товарищей предложить эти идеи государству, выразившаяся в написание  необычного программного документа – «Записки...», которая впоследствии  фигурировала во всех партийных разборках, и которая уже в 1979 году  пророчески констатировала гибельный кризис партийной идеологии… Три года  стоической его борьбы в жесточайших партийных разборках (дело дошло до  Политбюро!), закончившихся после ряда единогласных голосований за  исключение из партии и его упорных апелляций строгим выговором за  идеалистический уклон. По сути это был запрет на профессию; после чего  последовало увольнение из издательства и шесть лет работы простым  грузчиком на хлебзаводе среди уголовников и бомжей. Но человек не  сдался, не спился, не сломался, а продолжал бороться за то, во что верил  и вместе со страной прошел путь исканий, через которые прошли многие  люди, стремящиеся к постижению истины. В начала перестройки он активно  участвовал в различных духовных движениях, читал лекции, издавал  восточную литературу, писал стихи, стремясь служить России и русской  культуре, православной по своей основе. По собственному признанию героя  приходу его к православию, как это ни парадоксально помогли его  многочисленные путешествия по Индии. Невозможность предательства – одна из важных нравственных тем фильма.  В фильме драматургически точно показано, как прошедший через 70 (!)  партсобраний, требовавших от героев фильма покаяния и отказа от своих  убеждений, герой оказывается перед выбором: либо предать свои идеи и  самого Христа, и, произнеся при этом перед кворумом несколько покаянных  фраз (пусть даже формальных), и сохранить в этом случае комфорт,  социальный статус, положение в обществе; либо остаться верным Спасителю,  но при этом потерять и работу, и принадлежность к касте работников  умственного труда, т.е. резко, болезненно не только для себя, но и для  всей семьи, понизить свой социальный статус, по сути, сделав и самого  себя и их, по представлению того времени, изгоями. Наблюдая за творческой реализацией Юрия Ключникова на протяжении его  большой жизни, еще раз проникаешься глубочайшим смыслом древней  евангельской истины – о необходимости самопожертвования во имя высшего,  что обязательно присутствует в судьбе каждого крупного художника. Герой  признает, что именно эта жизненная драма не просто закалила его  характер, но именно и превратила его в настоящего поэта. Но, может быть,  самое главное, что он вынес из этих испытаний, закаливших его дух, и  что важно для каждого человека - великий дар прощения. Пострадав от  партии и советской власти, он не превратился в диссидента,  конвертирующего прошлые неприятности и гонения в политические дивиденды,  а ещё больше сосредоточился на творчестве и постепенно вырос в крупного  поэта, мастерство которого высоко оценивают коллеги по литературному  цеху, принадлежащие к самым разным литературно-идеологическим лагерям.  Он не позволил расцвести в своём сердце мстительным настроениям.  Напротив - все силы своего художественного таланта он направил на помощь  России, в том числе, по его убеждению, лучшего, советского её периода,  священного для него. Об этом говорят звучащие в конце фильма  проникновенные строки Юрия Ключникова: «Делаю попытку за попыткойВ стороне от всех партийных драк
 Сшить своей строкою, словно ниткой,
 В клочья превращенный красный флаг».
 Долгая битва закаляет человека и воспитывает в нем высшую мудрость,  способность вмещать противоположные точки зрения и соединять почти  несоединимое. О склонности героя делать такие попытки, о его необычном  таланте соединять в себе такие полярные реальности как белая и красная  Россия, Восток и православное мировоззрение, советская и российская  культура интересно и ярко размышляет в фильме Лев Аннинский. Такой  подход дает надежду на обретение в стране, расколотой сегодня как  никогда, долгожданного национального примирения. Ведь без этого единства  страна не устоит. Но подобное единство в России возможно, как утверждает своею жизнью и  творчеством герой фильма, лишь при соединении ума и сердца на самом  главном - на высшей идее служения Христу. Проблема положительного героя своего времени в русском искусстве  всегда решалось очень сложно: есть опасность банальных решений, ложного  пафоса, который придает драматической борьбе человека неубедительный и  даже пошловатый характер. Перед отечественным документальным кино,  ориентирующимся на подлинные ценности, стоит сегодня непростая задача –  отыскать адекватную времени форму, сочетающую классические основы  традиции русских духовных исканий и новаторские художественные решения,  уходящие от соблазнов постмодерна, где целостной формы произведения  переплетается с распадом сознания. Истинное документальное кино, равно, как и истинное игровое, - кино  всегда художественное. Вячеслав Тихонов, – тезка знаменитого актера, –  стажировавшийся в период своего вгиковского диплома у эпатажного и  предельно рафинированного эстета Александра Сокурова, всё же скорее  модернист, нежели консервативный традиционалист. Как это не  парадоксально выглядит при его явном тяготении к классическому кино. Ему  удалось найти в фильме “Белый остров” принципиально новые  художественные решения, которые он сам определил как «сферическую или  голографическую драматургию». То главное, ради чего создаётся фильм, не  развёртывается постепенно через драматургическую интригу, что в обычной  драматургии и является двигателем действия, но широко раскрывается  зрителю с самых первых минут фильма, а затем лишь даются в подробностях  те или иные изначально заявленные коллизии. Интрига же достигается  благодаря классическому изложению одной из второстепенных тем, далеко не  самой главной, лишь сюжетно связанной с главной. В фильме “Белый  Остров” такой вспомогательной темой является история партийных гонений,  кульминацией которых является реальный эпизод очередного партсобрания,  где партийный секретарь почти по-булгаковски задает герою каверзный  вопрос об его отношении к Иисусу Христу. Режиссеру удается сохранить  интригу о судьбе героя почти до самого конца фильма, и зритель узнает о  том, как поступит герой лишь незадолго до финала. По утверждению режиссёра “Белого Острова” применение в фильме  “сферической драматургии” позволяет зрителю увидеть тему фильма целиком и  сразу, как бы глядя на неё с высокой горы, и лишь всё более и более  углубляясь в ходе просмотра в созерцании её как целого, а не узнавая в  развёртывании постепенно и по частям, точно при передвижении по равнине,  как это происходит в обычной классической драматургии. Любопытным  следствием применения такой “голографической драматургии” является  возможность произвольного обращения в фильме с ходом времени и  использованием элементов любых событий из жизни героев, когда переходы  от события к событию не требуют никакой мотивации, в т.ч.  хронологической. Законом построения в этом случае становится абсолютно  точное, но не объяснимое словом, явление поэтической интуиции художника.  Лишь во вспомогательной, далеко не главной теме – в «рабочей лошадке,  подогревающей зрительский интерес», в драматургическом “шампуре” фильма  (в фильме “Белый остров” - это тема партийных собраний-разборок) -  остается неизменным строго линейное течение времени интриги от прошлого к  будущему. И, как показывают кинокритики, практика режиссёрского монтажа  фильма совершенно подтверждает все указанные выше авторские  утверждения. Открытый режиссером художественный метод позволяет вместить в  отведенное время большой объем художественной информации, множество  смыслов, тем и сюжетных линий.– завершение финалов целого ряда тем и  сюжетных линий. Это и поиски пути, и обретение смысла бытия, как  главными героями, так и Россией, и человечеством в целом. Ряд тем и  образов закольцован: появившись в начале фильма, они обязательно  появятся и в конце. Силы зла, олицетворяемые образами партийных  чиновников-перерожденцев, исключавших героя из рядов КПСС, которую они в  итоге закономерно и предадут, появляясь в середине фильма, вновь, как в  сюрреалистическом сне, возникают в его конце в кадрах сегодняшних дней.  Из посткриптума к фильму зритель узнаёт, что эти чиновники-перерожденцы  и тридцать лет спустя сохранили по сути те же свои посты, те же свои  позиции и, как ни в чём ни бывало, продолжают управлять страной на  местах. Но в фильме много и образов жизни, света, позитива, которые  также его открывают, периодически возникают в фильме, и поэтически  завершают его, как, например, голуби - евангельские символы птиц- чистых  небесных посланников, сизокрылые и белые, точно от Вышнего луча,  голуби, парящие и в зимнем небе, и среди оголённых, лишённых листвы,  удивительно пластичных древ заснеженного декабрьского парка в Лефортово…  Все эти находки – результат особой работы режиссера со  временем и его энергией. Тихонову удалось найти новый метод отражения  времени, с его сгущающейся от эпизода к эпизоду энергетикой, которая,  достигнув своей кульминации, в финале воспринимается зрителем вовсе не  умственно как эстетические причуды авторского видения мира, а  постигается чувствами, сильными эмоциями. Постигается через зеркало  фильма чувственным отражением в себе объективного эсхатологического  процесса, как завершение очередного этапа преобразования мира. Время – это таинственная субстанция. Оно в реальности сегодняшнего  дня пульсирует, ускоряясь, уплотняясь, сжимаясь. Нынешние пять лет  равнозначны столетию прошедших веков. Тонко чувствующие существа -  поэты, художники, режиссеры -улавливают эту пульсацию времени, и она  проявляет через их творчество свои энергии и послания. Действительно, в  поэзии Юрия Ключникова, как и в фильмах Вячеслава Тихонова, можно найти  немало предсказательных, даже пророческих элементов. Вот что режиссёр  пишет на своём сайте по поводу собственного фильма «Слушайте Россию»,  снятого во времена Ельцина: “В этом фильме я решал новую главную задачу: пластический рассказ о  тех событиях, которые ещё только должны случиться в будущем в России и  мире. "Слушайте Россию" – это фильм не о тогдашнем настоящем, а о  будущем, о его предощущении... В первом же кадре фильма "Слушайте  Россию", вышедшего весной 1999 года за семь месяцев до досрочного ухода  Ельцина, было титром указано время этого досрочного его ухода - 1999.  Так, семь месяцев минуло после показа фильма на 8-ом "Золотом Витязе" в  Смоленске - и сама жизнь подтвердила мое предположение интуиции. Я уже  тогда остро ощущал смену эпох. В картине как основа для рассказа о  будущем подведен итог периода правления Ельцина между 1991 и 1998  годами, и именно дано, как уже сказал, оправдавшееся буквально в  последний день 1999 года предсказание времени его ухода. Фильм содержит и  другие знаковые моменты, уже нашедшие подтверждение в реальности: они  касаются, например, и президентского преемничества в России (грядущее  появление Путина, который не был тогда ещё известен, ещё не был обласкан  властью того времени), и трагической судьбы лидера Югославии Слободана  Милошевича, и ряда других событий… Есть даже намёки на те события,  которые до сих пор всё еще не произошли, но неуклонно надвигаются на  нас… В этом моём фильме весны 1999 г. были интуитивно также предсказаны,  и даже показаны взрыв и обрушение башен Всемирного Торгового Центра в  Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. В фильме этот план располагается после  эпизода "взятие Берлина", на 15 минуте от начала картины, в эпизоде "об  США, Милошевиче и Лукашенко" (на падающие башни с испугом смотрят парень  с девушкой). ” И действительно, ряд критиков обращали внимание на эти  совпадения в авторском предвидении, отмечали их… Вот и сейчас, как мы видим из творчества автора фильма “Белого  Острова” и его героя, жизнь посылает им сигналы о том, что в ближайшее  время линейное привычное течение времени будет снова кардинально  нарушено, и мир захлестнут потоки грандиозных перемен, на пороге которых  уже стоит наш мир. Фильм, в том числе, и об этом. Он подготавливает  сознание к эпохе глобальной турбулентности во всех сферах бытия,  одновременно на примере героя показывая яркий пример необходимой каждому  в этих грядущих переменах духовной стойкости, которая поможет человеку  выжить в "час всеобщей Фукусимы". После просмотра фильма у зрителя  появляется уверенность, что стойкость эта возможна для каждого, ибо в  наших сердцах все-таки есть Белый остров, неподвластный волнам зла и  хаоса. Фильм «Белый остров» не случайно начинается именно с поистине  планетарных образов катастроф и волн Фукусимы, после которых возникает,  одновременно, и умиротворяющий, и грозный лик Христа с Туринской  плащаницы, как бы символизирующий убежище и спасение от натиска грядущих  бед. Эти же два кадра в той же последовательности возникают и в конце  фильма: главные герои фильма – чета Ключниковых - также как и в начале  фильма продолжают в финале свой путь восхождения к Русскому небу и  Христу. Рассказ о личных судьбах героев, сумевших выдержать испытания с  достоинством и шагнувших в двадцать первый век, пронизан предчувствием  планетарных перемен и глобальных событий, встретить и пережить которые  возможно человечеству и каждому человеку только при наличии мужества и  духовной стойкости. Об этом гласят строки стихотворения главного героя,  звучащие в его авторском исполнении на фоне кадров Фукусимы: «Рассвет похож на траурное знамя,Планета завершает черный плен.
 Мир замер в ожидании Цунами
 Как божьего решения всех проблем.
 Последний ангел к мужеству зовет,Земля мужает подвигом и кровью,
 Нам остается выдержать не дрогнув
 Девятый вал Вселенских Судных вод».
 Масштаб личности главного героя, глубина его откровений и пророчеств  (а как, например, назвать строки Юрия Ключникова, написанные в начале  80-х: «Не за горами время уж, когда быть атеистом станет неприлично»?),  блестяще переданы режиссером, поднявшимся в ряде эпизодов до  значительных высот художественного обобщения. Фильм уже притянул к себе  немало зрителей- доброжелателей. Его высоко оценили такие блистательные  мастера отечественного кинематографа как Николай Бурляев, Александр  Михайлов, Аристарх Ливанов, Василий Мищенко, заслуженная артистка  Украины Светлана Князева. Актриса сказала о фильме буквально следующее: «Заслуга режиссера состоит в том, что он сумел благодаря новому  подходу подать материал о личной судьбе поэта, о его духовных поисках, о  России таким образом, что у зрителя в определенный момент просмотра  фильма включается интуитивная логика и в сознании навсегда  запечатлеваются лишь позитивные мысли, надежды и чувства относительно  будущего. Я убеждена, что у его «сферической драматургии» будет  продолжение. Хочется от души поздравить режиссера с находкой». Подводя итоги, необходимо признать, что в фильме сделано несколько  крупных открытий. Прежде всего, он открыл нам крупного уникального  поэта- Юрия Ключникова, чье имя было известно только в узких  литературных кругах. Он открыл миру и художественно исследовал новую философию жизни,  исповедуемую главным героем фильма и столь необходимую для современной,  так и не обретшей единства России. Суть этой философии – терпимость,  мудрость, широта взглядов, умение соединять воедино то, что кажется  противоположным, даже несоединимым. Но такая широта возможно только для  того, кто поднялся над собой и своими личными пристрастиями в духовную  высоту. Фильм открыл новые художественные методы отображения времени,  позволяющие зрителю вместе с главным героем пророчески заглянуть в  будущее, которое все равно закончится победой добра и света, сколь бы  сильно ему не сопротивлялось зло. Можно понять теперь, почему фильм «Белый остров» не случайно  оказался заметной картиной на “Витязе”. Надо вообще сказать, что просто  удивительно, что в наше насквозь коммерческое бездушное время столь  светлые, высокодуховные по своему содержанию, масштабные мероприятия все  же проходят. Ведь за девять дней ХХI Международного кинофестиваля  “Золотой Витязь” в Омске было показано 202 фильма, конкурсные картины  посмотрели 18311 омичей, а на творческих встречах с актерами побывало  более 11000 зрителей. Люди истосковались по хорошему кино. Впечатляла и  география участников Форума: помимо России номинировались ленты  режиссеров Украины, Сербии, Болгарии, Грузии и даже США. В конкурсе  приняли участие режиссёры мирового уровня. И, не смотря на такую,  казалось бы, в хорошем смысле сильнейшую конкуренцию, фильм “Белый  Остров” оказался не только замечен, но и стал одним из лауреатов  фестиваля. Поэтому можно надеяться, что к «Белому острову» наверняка  будут ещё не раз обращаться зрители, чтобы понять, откуда можно брать  силы для преодоления испытаний, на пороге которых стоит сегодня Россия и  мир, чтобы найти нравственные ориентиры в непростое сегодняшнее время. 
 Олег Корабельников | 
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи