Приведенные ниже изречения, взяты из книг уже помянутого мною Идрис Шаха «Путь суфиев» (М. 1993. Центр духовной культуры «Единство»). Афоризмы суфийских мастеров я перевёл с языка прозы на язык поэзии, чтобы дать представление о складе сознания и души представителей различных суфийских орденов, вдохновлявших поэтов средневекового Ирана.
Почему из моря суфийской литературы мне поглянулась именно книга Идриса Шаха, и кто он такой?
Идрис Шах (1924 -1996гг.) - афганец по происхождению; родился в самом северном штате Индии Химачал- Прадеш, где находится индийская часть Гималаев. По возрасту почти наш современник, он происходил из весьма культурной и обеспеченной семьи хашимитов – прямых потомков пророка Мухаммеда. Шах получил прекрасное суфийское и европейское образование, длительное время жил в Лондоне, много путешествовал по миру ( как известно, путешествия – неизменный стиль жизни дервишей). Шах и был таковым в нынешнем смысле слова, являя высокообразованный интеллектуальный тип дервиша, не чурающегося передвижения на самолётах и поездах.
Идрис Шах имел звание шейха, как и другой европеец-суфий Рене Генон. Шах состоял в ряде научных королевских обществ Англии, работал в ООН, стоял у истоков рождения Римского клуба, являлся советником у ряда ближневосточных монархов. Столь разнообразная и противоречивая деятельность Идрис Шаха вызывает споры: могут ли современные европейцы находиться в одном ряду с древними суфиями Востока? В отличие от трудов Генона, крупного мыслителя, пишущего в европейской философской манере, стилю Идрис Шаха вместе с философской глубиной присущи древняя простота и лапидарность. Испытываю интуитивное доверие к этому автору, в котором, говоря языком суфиев, чувствуются очень сильные реинкарнационные корни, а получается научной терминологией, присутствуют гены выдающегося суфийского авторитета прошлого. Надеюсь, что такое признание позволительно поэту. Ниже привожу рассказы Идрис Шаха о мастерах - суфиях, переведённые стихами. Среди них Мухаммад аль Бухари, Фахриддин Гургани, Бахауддин Накшбанди, Ахмад Рудбари, Суфьян ас Саури, Юсуф Хамадани, Абу Бакр Шибли и другие безымянные мудрецы.
Вдумчивый читатель, несомненно, обратит внимание на перекличку веков – афоризмы суфийских мастеров очень напоминают учение Живой Этики Рерихов. Это лишний раз побуждает думать, что Живая Этика – не современный псевдорелигиозный «новодел», как иногда говорят не компетентные в вопросах религии люди, но Учение, продолжающее древнюю традицию и имеющее большие перспективы. С одной стороны, оно опирается на буддизм и христианство, с другой, – на исламский суфизм. Недаром вдохновитель Учения Махатма Мория на всех фотографиях изображён в мусульманской чалме.
НАШ ПУТЬ
Немало есть открытых всем развёрнутых путей:
Есть тайные пещеры, тропы, дверцы…
Наш путь распахнут настежь для людей
Сквозь тайные врата от сердца к сердцу.
МЕЧ ЛЮБВИ
Мы учим действию, скудны одни слова;
Решают сердце, воля, голова.
Ещё ученику нужны крутые плечи –
Мечом любви рубить узлы противоречий.
ВАЖНЕЕ ВСЕГО
Прекрасен путь, коль ясен и нескучен.
Куда важнее, кто пути научит.
КАК ВОЗНИКАЕТ ДЕРВИШ
Когда ты зло с улыбкой долго терпишь,
В тебе незримо созревает дервиш.
* * *
Эстетика и этика – подруги,
Чудовища действительности слуги.
* * *
Джихад осуществляется успешно
По месту, спросу, во время, конечно..
* * *
Отличие того, кто встал на путь, –
В уменье видеть под личиной суть.
ГДЕ ОН
Бог не какое-то секретное искусство:
Он всюду, где Его находит чувство.
ИСТИНА
Все новое приходит и уходит,
Но Истина присутствует всегда.
Она повсюду при любой погоде–
Старинна, неизменна, молода.
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Нет лжи, что правдой не была вчера.
Сегодня –
перемен пришла пора.
ЦЕНА СТРАСТИ
Всю ночь человек у постели больного
Рыдал на пороге у мира иного.
К утру эти двое сменили места:
Рыдавший погиб, умиравший восстал.
ИСТОЧНИК ЗЛА
Орал погонщик грубо на осла,
Которого в тупик дорога привела.
Увы, во зле повинно слишком часто
Невежество глупцов: оно – источник зла.
НАЧАЛА И ПРИЧАЛЫ
В земных морях везде тебя встречало
Отсутствие конечного Причала.
Конца Его и в небе не найдёшь:
Повсюду продолжение Начала.
ПРИКРЫТИЕ
Спустившись к людям в им привычный ад,
Надень такой же, как у всех, халат.
Рассказывай о превосходстве рая,
Лишь адские слова употребляя.
ДЕРВИШ
Был задан дервишу вопрос, как стать его подобьем?
Ответил дервиш: «Откажись от сладкого с удобным».
МАГНИТ
Суть суфия – светящийся магнит;
Не для себя свеча его горит.
ПОКЛОНЕНЬЕ
Вначале люди поклоняются всему,
Затем их сотворившему Уму.
И, наконец, устав от поклоненья, Не бьют поклоны больше ничему.
* * *
Знай мусульманин, идол что такое,
Оставил бы язычника в покое.
Язычник, неподвластный духам страха,*
Быть может лучшим спутником Аллаха.
ЗНАНИЕ
У знания другое имя есть.
Не нужно путать знание и новости.
Являет нам оно Божественную Весть
И требует приёмник в виде со-вести.
ВЕЛИКИЕ В РЕЛИГИИ
Из верующих самые великие,
Кто не имеет денег от религии.
ВОЗДЕРЖИСЬ ОТ САМООПРАВДАНИЯ
Не защищай себя от злого мнения,
Ведь оправданье хуже обвинения.
* * *
Явились боги дервишу в его глубоком трансе;
Подобны были демонам, полны суровой страсти.
* * *
Мы не учёные сегодняшнего мира.
Мы – из безвременных миров и из эфира.
* * *
Когда вам кажется, что суфий говорит не то,
Вам истины его не сообщит никто.
ИДИ ОДНИМ ПУТЁМ
Не нужно ни считать, ни изучать пути –
Их больше или меньше десяти…
Ты должен всё усердие вдохнуть
В один назначенный твоей судьбою путь.
АНГЕЛЫ И ЛЮДИ
Не хватит сил у вас тащить земные сани,
Когда берётесь за работу сами.
Особенно, когда дела свои земные
Небесными зовёте именами.
ОТВЕТ ХАСАНА ИЗ БАСРЫ.
«Что есть ислам сегодня? – был вопрос. –
И почему его адепты слепы?»
Хасан сказал, почёсывая нос:
«Ислам - в «Коране», мусульман же прячут склепы».
ДОГМА
Как много храмов, утерявших суть,
Где свет почти не пропускают окна.
Неверие есть тоже культ и путь,
Задернутые занавеской «догмы»
ЛИКИ
Разнообразны лики у прохожих.
У знающих они всегда похожи.
ГРЕХ
Грешить на Бога – малый разум нужен.
Грешить против людей гораздо хуже...
ЧУДО
Просили люди мудреца явить им чудо сильной веры.
«Но вы не верите в Творца, зачем вам слабые примеры?»
III. СТИХИ ЮРИЯ КЛЮЧНИКОВА. ИСЛАМСКИЕ МОТИВЫ. ПОДРАЖАНИЯ СУФИЯМ.
Совесть
Её босую в неприметном платье
нельзя приобрести: ей нет цены.
Но можно молчаливую продать её
крикливым зазывалам сатаны.
На этом свете будет всё, что надо
душе предавшей Господа. Но Там
хозяева безжалостные ада
Сожгут её, как бесполезный хлам.
СУФИЙСКАЯ ПРИТЧА
Возжелав в душе унять тревогу,
Вражьих стрел хвативши через край,
Я однажды постучался к Богу
С вечным и тоскливым нашим
«Дай!»
По иной, по этой ли причине
Все мои тревоги отлегли,
Но и лучше стрелы наточили
В тишине угрюмые враги.
Продолжая тряскую дорогу
И устав от жизненной возни,
Радость принести решил я Богу
И воскликнул:
«Господи, возьми!»
И волною теплой грудь омыло,
С глаз моих упала пелена
До поры, пока не накатила
Новая холодная волна.
Породнив и радость, и тревогу,
Не считая годы и труды,
В третий раз я показался Богу:
« Сердце без остатка занял Ты!»
И в душе разлился ровный, сильный,
Жаркий, но совсем не жгучий свет,
Голубой, сиреневый и синий…
О другом ни слов, ни красок нет.
***
Телу ближе своя рубаха,
Вера жмется к родным ветрам.
Что я знал до сих пор про Аллаха,
Полистав когда-то Коран?
А теперь ваши чистые строки
Пыль протерли в моем окне,
И Аллах, недоступный, строгий
Стал теплее и ближе мне.
Трудно к вере умом подобраться,
Умным спорам не видно конца.
Только сердце чувствует Братство,
Если слышит другие сердца.
МОЛИТВА МУСУЛЬМАНИНА
Аллах, клянусь: отныне смирным буду!
И каюсь: долго брел по дюнам зла.
Не возлагай усталому верблюду
На спину груз упрямого осла.
ИЗ ПОУЧЕНИЙ СУФИЕВ
Ты ждешь от Небес своего просветленья
И долго молитву читаешь о том.
Готов ли под ношей почуять колени,
Как крылья, несущие к Господу в Дом?
* * *
Меня уже правда ничья не заманит,
Когда подчиняет рассудок себе.
Все истины сказаны, дело за малым —
С одной добровольно пройти по судьбе.
ИЗ КОРАНА
Стань грозным, препоясав меч по чреслам,
Стань нежным, точно гурия в саду.
Стань хоть каким, не оставайся пресным;
Аллах таких раздавит на ходу.
АЯТ КОРАНА
Итак, да здравствует джихад!
Гони из сердца лживый ад,
Сулящий в небе счастья нору.
Ищи в самом себе опору.
В тебе и воин, и поэт,
И сам Аллах, и Магомет,
В тебе на глубине сердечной
Живет Христос, родной и вечный.
ИЗ ОМАРА ХАЙЯМА
Я думал, как сумел Хайям Омар
В четыре строчки втиснуть Божий дар?
И понял: он удерживать привык
Пером строку, молчанием — язык.
* * *
Много лет настойчиво, упрямо
Пью напиток мудрого Хайяма.
Вроде бы немало выпил, но
Где ты, моя мудрость, о, вино?!
***
Кто смолоду расчетлив и угрюм,
Чей трезв и ясен постоянно ум,
Тот никогда не станет виноградом,
Тот сразу превращается в изюм.
***
Не рвись, душа, в покой иных миров:
Безоблачность опаснее, чем бури.
Растешь, покуда жребий твой суров,
Слабеешь, по-кошачьи глазки жмуря.
* * *
Не любят горы пошлости и дна,
В горах страховка верная важна,
В горах веревка длинная нужна.
А слово лучше, чем оно короче.
Омар Хайям горам созвучен очень.
ПОДРАЖАНИЕ ОМАРУ ХАЙЯМУ
«А Бога нет!» Сказавший так не лжет,
Безумец прав, неправ монах смиренный.
Есть только мы и вечный наш полет
По бесконечным глобусам Вселенной.
Страдальческий, когда влечет к земле,
И радостный в стремленье к Неизвестности.
Я это говорю навеселе
И откажусь от сказанного в трезвости.
ПОДРАЖАНИЕ КАРЛУ МАРКСУ
В МАНЕРЕ ОМАРА ХАЙЯМА
Бытие определяет сознание.
К. Маркс
Потомкам шлю негодование своё.
Вы чересчур застряли над корытом.
В доктрине, где первично Бытиё,
Вы заменили слово это «бытом».
ПОДРАЖАНИЕ ЛАО-ЦЗЫ В МАНЕРЕ ОМАРА ХАЙЯМА
Если долго сидеть и смотреть, как река
Вдаль течет, подмывая свои берега,
Можно видеть прибившийся винный бочонок
И плывущие мимо останки врага.
Поэтический тарикат
подражание Хафизу
Кругом зеленеет трава молодая,
Моя на висках – совершенно седая.
Ещё в этой жизни не сделался лишним,
Но часто сижу над строкой неподвижным,
Не чувствуя в сердце удачливой дрожи.
Не бродят в крови моей винные дрожжи.
Вино посветлело в душе, но рука
Всё тянется к ручке и ввысь, в облака,
Надеясь найти там святые дороги,
Где крылья нужны, а не руки и ноги.
(2015)
Элегия
Подражание Руми
Элегия не есть прощанье с жизнью
И не печаль по пройденным следам.
Но час, когда прокладываешь лы´жню –
Последнюю и в гору... Что же там?
За тёмно-белой облачной вуалью
Твой путь открыт, и одинок, и пуст.
Что ждёт меня за той неясной далью?
Пусть что угодно, только бы не спуск.
СОНЕТ О ЖИЗНИ
подражание Джами
Повидать за жизнь пришлось немало,
И она дозор за мной вела:
Редко за поступки обнимала,
Чаще больно била за «дела»...
Так что, свой оглядывая путь
И его грехи перебирая,
Ясно вижу: не дорос до рая,
И не в нём, наверно, цель и суть.
Жизнь пройти – нельзя не ушибиться,
Что-то недоделать, ошибиться:
Главное – почуять Благодать.
И, почуяв, за Неё держаться,
Со своим неверием сражаться,
Меньше падать, больше побеждать.
ПОДРАЖАНИЕ ИНАЙЯТ ХАНУ
Уходит всё из рук и от души.
Земная жизнь не может быть итогом.
Конца ей в небе тоже не ищи.
Ты сотворён летать по жизням Богом.
Как прошлых жизней снова не вернуть
Так счёта нет всем будущим кочевьям.
Поэтому не может быть твой путь
Ни слишком радостным, ни чересчур плачевным.
|