Страница 2 из 3 4. Как молитва помогла мне в болезни
В 1993 году в поездке за город меня укусил клещ. Обнаружил его я не сразу, дня через два после укуса, когда он, насосавшись крови, уже выбрался из-под кожи и висел в своём мешочке. Страна переживала смутное время, всё разваливалось, в том числе и медицинское обслуживание, соответствующей вакцины в поликлинике не оказалось. Да и что толку, если бы она была, время прививки я упустил.
Решил - будь что будет. Ровно через двенадцать дней, в полном соответствии с клинической картиной заболевания энцефалитом у меня резко поднялась температура - З9, 40, 41 градус. Никогда не знавший температуру выше 38 с половиной я почувствовал себя крайне скверно. Жена вызвала скорую. Врачи подтвердили: скорее всего, начальная стадия той самой болезни, но для окончательной постановки диагноза нужны больничные анализы. В общем, собирайся в больницу, дружище. Я категорически отказался. И начал свой курс лечения Иисусовой молитвой.
Я молился сутки непрерывно. Сон не шёл, да и какой сон при температуре 41. Состояние было ужасное. Я физически чувствовал, как полчища энцефалитных микробов или вирусов, не знаю, как они называются медициной, рвутся в мозг. Что им обязательно нужно захватить мою голову. Молитва удерживала их на уровне горла, а они вместе с ударами сердца пытались пробить оборону. Я её держал 24 часа подряд. Никакого состояния блаженства на этот раз, понятное дело, не испытывал, состояние, повторяю, было отвратительное, но благодать шла, и тяжёлый бой с болезнью удалось выиграть. Внезапно я почувствовал, как яростная тьма отступила. Отступила быстро, так, будто бы кто-то дал ей приказ прекратить атаку. Температура упала ниже тридцати шести. Я глубоко уснул.
Примерно, через неделю температурная атака повторилась, но градусник показывал только 39. Я продолжал молиться, правда, уже не так напряжённо. После этого началось быстрое выздоровление. Но ещё довольно долго оставалась острая боль в лопатке и плохо работала левая рука. Я её потом разрабатывал гантелями. Никаких последствий болезнь не оставила.
5. Смирение
Во время экспедиций на Алтай нас неоднократно застигал в пути ливень. Были случаи, когда наш палаточный городок у подножья Белухи накрывал снег. Это в конце-то июля. Погода в районе Белухи неустойчивая: может сиять солнце, а через несколько минут хлынуть ливень или ударить град. И мы неоднократно коллективно молились о даровании хорошей погоды. Часто наши молитвы были успешными. Например, во время движения группы вдруг начинает идти дождь, мы едва успеваем достать плащи из рюкзаков, как дождь прекращается. И каким образом! Слева, справа, позади стена дождя, а мы идём в сухом коридоре. Такое случалось много раз, чему свидетели сотни людей, побывавших в наших экспедициях, Но эти же люди могут подтвердить, что коллективная молитва действовала не всегда. Иногда дождь или град даже усиливались при молитве?
Почему?
Сейчас некоторые учёные (к счастью, уже появилось немало таких), изучая феномены коллективной молитвы и подтверждая факты её действия, объясняют это созданием тонкого силового поля из сверхслабых энергий, которое может притянуть, например, облака. Почему же такое силовое поле в одном случае оказывает своё действие, в другом - нет? Наука пока не спешит ответить на этот вопрос, но религия давно ответила на него. Молитва лишь притягивает к себе внимание Высших Сил, управляющих такими природными процессами, как, например, погода, но послать дождь или прекратить его, решают не люди. Люди тянут одеяло погоды на себя и тем могут нарушить необходимый природный баланс, лишить влаги другие местности и других людей, где она нужнее. Поэтому последнее слово за Силами, которые управляют глобальными процессами в целом.
Вот почему так важно осознавать известную религиозную формулу "Да будет воля Твоя!" Даже Христос в известном молении о чаше страданий сказал вначале: "Да минует меня чаша сия", потом добавил: "Но пусть будет не так, как хочу я, но как Ты хочешь".
Предоставление себя Воле Высшей - центральный аспект проблемы смирения и молитвы. Само слово с-мирение этимологически обозначает соединение своей воли с волей мира. Это совсем не упраздняет фактор личной воли. Наоборот, Высшая Воля помогает лишь в случае крайнего напряжения воли личной, то есть собственных усилий человека в достижении благой цели. Если бы я, например, полностью предался Воле Высшей в описанном выше случае укуса клещом и не молился сам в предельном личном напряжении, думаю, всё кончилось бы плачевно.
В Евангелие сказано: "Царство Божие берётся силою, и всякий делающий усилие восхищает Бога". "Вера без дел мертва есть". "Стучитесь, и вам откроется".
Как откроется, судить не людям. Известно, что во время русско-японской войны 1904 г. по распоряжению богобоязненного Николая II во всех церквах шли молебны за победу русского оружия. Тем не менее, Россия эту войну проиграла. Как проиграла первую мировую. А вторую - выиграла, хотя у власти в стране находились безбожники. Но безбожное русское воинство проявило такую величайшую решимость защитить страну, а главное цели его были настолько чисты, что соответствовали Божественным предначертаниям. Что и было, согласно церковным источникам, подтверждено видением Божьей Матери ливанскому митрополиту Илии. Богородица, согласно преданию, определила митрополиту условия победы СССР во второй мировой войне. Эти условия по посольским каналам были доложены Сталину, и Сталин все их выполнил. В том числе, ни при каких обстоятельств не сдать города Москву, Ленинград и Сталинград. В данном случае я привожу свидетельства православной литературы, которые подтверждены советскими документальными источниками, Например официальным приглашением Илии в СССР в 1946 г., награждением его сталинской премией 1 степени за "особый вклад в дело победы над фашистскими захватчиками".
Проблема личного духовного совершенствования также теснейшим образом связана с проблемой смирения. Совершенствует себя не сам человек, а та Сила, которую он привлекает к себе с помощью молитвы. Я давно убедился, что бороться с недостатками бесполезно, чем напряжёнее ты с ними сражаешься, опираясь только на собственную волю, тем ловчее они прячутся. А когда о них не думаешь и переключаешь внимание на высокие цели, напрягая себя в молитве, они (недостатки, грехи, тёмные привычки), лишённые внимания, а значит, энергетической подпитки, начинают усыхать. Молитва же усиливает процесс. Под воздействием благодати, привлечённой молитвой, тёмное в человеке выгорает как бы само собой. Не зря же сказано в Библии: "Бог есть огнь поядающий".
Смирение - одна из важнейших ипостасей любой духовной работы, и сегодня оно актуально, как никогда. В мир хлынуло множество "восточных" психотехник. Беру эти слова в кавычки, потому что такие психотехники, большей частью, сфабрикованы на Западе и представляют собой не что иное как то, что в православном "Умном делании" называют опасной "самодельщиной". Особую опасность представляют эксперименты с изменёнными способами дыхания. В Индии они практикуются широко, называются пранаямой. Но там такое дыхание практикуется под руководством опытных мастеров и при предварительном прохождении практики "ямы -ниямы", т.е. телесного и нравственного очищения.
Православная "умная молитва" тоже предполагает работу с дыханием. Телесное очищение через посты и нравственное - через покаяние есть предварительные условия православной дыхательной практики. Кроме того, в Иисусовой молитве важно не дыхание само по себе, но воспитание в себе привычки дышать эмоциональным центром, т.е. сердцем. Это значит, каждый вдох провожать мысленно до глубин сердца, представляя, что вдыхаешь любовь Господа, и в каждом выдохе посылать свою любовь к Нему. Всё это выражено известной православной формулой: "Каждый вдох да хвалит Господа".
Возвращаясь к собственной практике молитвы "Господи, помилуй", замечу, что никогда не форсирую дыхание. На "Господи" - вдох, на "люблю Тебя" - выдох. Дыхание при этом изменяется само собой, не принудительно. Оно становится лёгким, еле слышным. И, как правило, приходят глубокие вдохи. Сами по себе, без принуждения. Ещё раз хочу подчеркнуть эту важную мысль: дыхание в "Умном делании" протекает естественно, смена ритмов если и происходит, то это результат молитвы, но никак не личной воли. Также постоянно в сердце и в уме необходимо держать лик Иисуса Христа.
Конечно, умная молитва" утончает сознание и делает его боле чувствительным к феноменам Тонкого мира, как благим, так и тёмным. Человек острее ощущает не только волны благодати, но и "прелести" и наваждения тьмы. Имя Иисуса в этом случае является щитом, обороной.
Широко распространившаяся в мире практика ребёфинга - форсированного дыхания, введённая в обиход Станиславом Грофом и основанная на шаманской практике, ставит целью просветление человека в скоростном темпе с помощью личной воли человека. Фактор духовной обороны в ней совсем не учтён или учтён недостаточно. А при слабой психике и неумелом использовании "ребёфинга" это приводит к срывам психики. Неподготовленное человеческое сознание, лишённое Иисусова щита не выдерживает атак нежити и сдвигается, в чём имел случаи убедиться неоднократно.
6. Традиция и желание обновления
Наше сознание так устроено, что непрерывно жаждет новых впечатлений, перемен мыслей, ощущений, жизненной обстановки. Между тем практика Иисусовой молитвы требует длительного её повторения, и перемены в ощущениях могут быть недостижимы годами, как это было со мной. Ищущий часто спотыкается о такой порог и подпадает под влияние различных внушений, земных и тонких. Дескать, Иисусова молитва для нашего времени устарела, есть более "продвинутые" практики, приводящие к скорым результатам. Иные "восточные" методики помогают открыть "третий" глаз - и, глядишь, попал человек под одержание. Дело в том, что большинство подобных"восточных" методик, как уже говорилось, разработаны на Западе. И даже если они относительно успешны там, не факт, что таковыми будут и у нас, в России.
Рациональный тип западного сознания менее чувствителен к впечатлениям из Тонкого мира. Европеец впитывает из "восточных" практик чаще всего то, что способствует жизненному успеху, созданию материального комфорта, продления сексуальных удовольствий и т.д. Конечно, он тоже увязает в болоте таких "практик", но этот процесс происходит медленно, без видимых срывов сознания. А русский тип сознания с повышенной эмоциональностью и более открытым сердцем скорее реагирует на духовную фальшь. И крах случается быстрее!
В то же время любая духовная работа, а Иисусова молитва, в особенности, не терпит рутины и остановки. На известных ступенях духовного продвижения старцы рекомендуют творить собственную молитву и сами придумали их множество. Сама Иисусова молитва создана монахами, Иисус Христос заповедал, как известно, лишь молитву Отче наш".
Как соединить традицию и новизну?
Опять же у каждого свой опыт, я могу говорить лишь о собственном. Усвоение того, что сделали до тебя, выполнение рекомендаций опытных старцев абсолютно необходимы, когда становишься на путь молитвы, "самодельщина" на первых порах недопустима. Это как в науке, искусстве, в любом деле. Только тщательно изучив опыт мастеров, можешь сделать новый шаг, открыть, создать нечто новое.
В то же время, если ты мирской человек, твой опыт будет неизбежно отличаться от монашеского. Ибо тебе придётся практиковать молитву не в затворе, а в электричке, трамвае, метро, искать "окна" на работе, в любой обстановке. Кроме того, рекомендации книг и старцев доводят искателя до известного порога, до безмолвия, а там начинается самостоятельное плавание... И здесь единственный поручень, единственный маяк - имя Иисуса. Имя Того, кто бесконечно превосходит по уровню духовности среднестатистическую массу человечества, также имя Того, кто сумел вместить Бога и Истину в земном теле. При таком ощущении Христа практика Иисусовой молитвы всегда успешна, какой бы деятельностью человек ни занимался. Молитва пробуждает в нас начало Творца, которое с максимальной полнотой нёс в себе Иисус Христос.
7. Внимание
Обычное человеческое сознание представляет собой круглосуточный, неуправляемый поток мыслей, желаний, эмоций. Достаточно проследить, а лучше записать то, что происходит в твоей голове в дневное время и ночью во время сна, чтобы убедиться - большинство из нас во власти мысленно-эмоционального хаоса. Ты идешь по улице, видишь человека, дерево, машину, они вызывают какие-то воспоминания, ассоциации, мысленные всплески. Или ты не обращаешь внимания на всё встречное, занят предстоящими заботами, которые могут возникнуть на службе, опасениями потерять работу, получить выговор, мало заработать и т.д. Тебе и не приходит в голову, что, идя по улице, можно любоваться деревьями, цветами, лицами, солнцем, снегом - всей многообразной жизнью, которая течёт мимо тебя и через тебя. Ты заслонился от жизни мысленным экраном. Придя на работу и выполняя какое - либо дело, ты опять-таки часто отдаёшь голову во власть случайных мыслей, не имеющих никакого отношения к делу и тем самым ослабляешь качество своей работы.
Отличие большого мастера от заурядного ремесленника в том, что его внимание целиком сосредоточено на избранном деле, только таким образом можно достичь мастерства. Гений круглосуточно сосредоточивает внимание на любимом предмете - известно, что Пушкин писал стихи даже во сне. Даже такая неоднозначно воспринимаемая фигура, как Ленин, поражает умением концентрировать внимание. Интересно в этом смысле замечание Мартова о Ленине: "Спорить и бороться с ним было бесполезно, ибо мы в эмиграции думали о кружке пива, о театре, об ухаживаниях за женщинами и только временами о революции, он же сутки напролёт думал о только ней". Есенин своё восхищение такой сосредоточенностью выразил в стихах:
Неведомый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
И не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной.
Это силой была как раз сосредоточенность. Сам Есенин обладал этим качеством в поэзии. Но сосредоточенность поэта иная, поэт прикасается ко всему, в том числе и очень часто, к теневым сторонам жизни и волей сердца преображает все в красоту. Искусство, наука в их высших формах - тоже форма сосредоточенной молитвы. А. Л. Чижевский ярко описал состояние озарения во время научных открытий.
Таким образом, внимание - неотъемлемое качество любого серьёзного дела, молитвы тем более. Можно сказать, что человек и его энергия находятся там, где внимание. Если внимание сосредоточено на проблемах тела - значит, человек еще не дорос до образа и подобия Божия, он лишь футляр этого подобия. Сосредоточиваясь на душе, человек делает существенный шаг на пути реализации в себе Божественного начала. Внимание же, направленное на развитие духа в монашеской среде даёт подвижника типа Франциска Ассизского или Серафима Саровского, а в атмосфере обычной жизни и культурной среды являет тип гармонического человека: Пушкина, Гёте, Леонардо да Винчи, Рериха.
Все перечисленные индивидуальности были людьми в высшей степени религиозными. Факт этот в доказательствах не нуждается. Пушкин писал: "Мы созданы для вдохновенья, для звуков сладких и молитв". Каких молитв? Начав со стихотворных славословий богам языческого пантеона, Пушкин пришёл к православию, переложив на стихотворный язык "Отче наш" и великопостную молитву Ефрема Сирина. Николай Рерих наряду с восточными духовными методами практиковал Иисусову молитву, о чем свидетельствует его книга "Держава Света".
Иисусова молитва может стать великолепной помощницей учёного, поэта, музыканта, живописца. Своей судьбой поэта я обязан именно этой молитве.
8. Возвращение к истокам
Мой молитвенный опыт насчитывает около тридцати лет
Вначале я практиковал молитву "Пусть миру будет хорошо", проговаривал её вслух, затем мысленно, пробовал повторять также известную буддийскую мантру "Ом-мани-падме-хум", некоторые индуистские мантры. Чувствовал, что дело не идёт, хотя были случаи прорыва к благодати, например, как упоминалось во время партийного собрания.
В 1985 году у меня произошла встреча с отцом Наумом, монахом Троице-Сергиевой Лавры в Загорске, ныне возвратившем своё исконное название Сергиев Посад. Разговор начался на суровой ноте. "Новомодными учениями увлекаешься?", строго спросил меня отец Наум. " Увлекаюсь", - ответил я. "Что же ты, отставной русский офицер шляешься по чужим окопам?" - отчитал меня мой собеседник. Не стану подробно описывать наш разговор, эту встречу я описал в очерке "Отец Наум", опубликованном в моей книге "Лики" (Новосибирск. 1982. Издательство "Манускрипт"). Встреча с подлинным мастером исихазма произвела на меня неизгладимое впечатление. За словами нашего разговора шла бессловесная беседа, которая, как я впоследствии понял, была куда важнее слов. Внешне разговор шёл напряженно, строго с его стороны и вовсе не смиренно с моей, что вызывало его недоумение и даже лёгкое раздражение - зачем пришёл, если в душе не соглашаешься со мной? Внутри же я чувствовал, что от отца Наума шла на меня волна благодати, та самая, которая посещала в редкие часы прежде. Наш разговор закончился тем, что на мой вопрос, могу ли я прийти к нему снова, он коротко ответил: "Приходи". Я вышел от отца Наума потрясённым и полностью примирённым, восприняв нашу встречу с ним, как благословение на глубокое вхождение в православие и освоение его.
Опыт старцев я знал в основном по книгам: "Откровенным рассказам странника духовному отцу своему", по Мотовилову, Достоевскому, Константину Леонтьеву. Встреча с отцом Наумом подействовала в сторону страстного желания изучить практику исихазама, подтолкнула к основательному изучению "Добротолюбия" - текстов Григория Паламы, Григория Синаита, Исихия, Иоанна Лествичника, а также других византийских и русских мастеров "Умного делания". Конечно, я не мог в полной мере овладеть монашеским опытом из-за своей постоянной "мирской" занятости, тем более не мог повторить хотя бы частично опыт непрерывного трёхлетнего столпничества Серафима Саровского. Тем не менее, удалось сделать Иисусову молитву более или менее постоянной. Я стал чувствовать "отепление" сердца - начальную стадию успешной молитвы, потом -распространение сердечного огня на всё тело. Но самое главное - стали приходить минуты безмолвия, всю цену которых я осознал не сразу. После них лучше дышалось, лучше жилось и думалось. Много размышлял, что в это время происходит? В сами эти минуты не происходит ничего. Ты молчишь, в голове, как редкие облака, проплывают мысли, внимание обращено на дыхание, оно становится тихим, почти неуловимым, в сердце горит ничем не колеблемый лепесток свечи. Течение мыслей прекращается совсем, всё твоё существо охвачено ничем ненарушимым покоем. При этом замечу, что я никогда не переживал одномоментных озарений наподобие тех, которые описал А.С. Пушкин в стихотворении "Пророк", когда перед человеком разворачивается одновременная картина бытия:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Со мной, повторяю, ничего подобного не случалось, мой опыт безмолвия скромнее, но, возможно, по этой причине он может представлять интерес для рядового искателя истины, к каковым причисляю и себя.
9. Капканы и ловушки
Состояние ненарушимого покоя в исихии (безмолвии) отличается от того, где ощущается воздействие жителей Тонкого мира. Сам я никогда не стремился к контактёрству, хотя судьба сводила с контактёрами не однажды. Иногда это были люди с явно выраженной расстроенной психикой, чаще же такое расстройство выражалось в неумении приспособиться к жизни, трезво оценивать её, реагировать на потребности и вызовы дня. Сейчас много людей, слышащих голоса, записывающих послания, стихи, музыку под диктовку, занимающихся "автоматической" живописью, когда некто "свыше" водит рукой по бумаге или холсту. Продукция подобного творчества, как правило, малоинтересна. По крайней мере, для меня.
В состоянии исихии ничего подобного не происходит, но зато потом наступают приливы энергии, твоей энергии. А лучше сказать, она твоя и не твоя. В этом смысле нет лучшего примера, чем пример Александра Сергеевича Пушкина. Тот Божественный Глагол, который "слуха чуткого коснётся" и вынуждает поэта бежать "на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы", отнюдь не надиктовывал поэту стихи. Свидетельство - черновики Пушкина, показывающие его огромную самостоятельную работу над стихами.
Именно безмолвие даёт в считанные секунды большой заряд тонкой энергии, способный пробудить твои собственные силы, твой собственный дремлющий опыт, даёт творческую силу, а не использует тебя, как рупор, хотя в крайне редких случаях возможно и такое. Коран, как утверждает предание ислама, написан пророком Магометом под диктовку архангела Джебраила (Гавриила).
Состояние безмолвия - неизбежный порог к Богу, как Духу. Но о порог можно и споткнуться. Чаще всего это происходит, когда человек начинает слышать "божественные" голоса или видеть "бога", не умея отличить подлинное от фальшивки. Согласно эзотерическим учениям, эти голоса идут из Тонкого мира, населённого ушедшими душами людей и иными сущностями, среди которых немало колдунов, лжепророков или просто безответственных неудачников, не сумевших реализовать себя при жизни и пытающихся это сделать Оттуда. Поскольку же своего тела нет, используется чужое. В наши дни подобные случаи происходят сплошь да рядом.
Как научиться распознаванию? Я всегда вспоминаю слова евангелиста: "Бога никто никогда не видел". Полагаю - никто и - не слышал. Та Сила, которая незримо и неслышно пронизывает Вселенную, в силу своей необъятности недоступна ограниченному человеческому сознанию, даже если это сознание святого. Реальные видения архангелов, Иисуса Христа или Богородицы случались, но это были видения, которые потрясали всё существом смертного человека, всю его душу и тело. Такие видения были у Сергия Радонежского, у Пушкина; пережил их Арджуна, один из героев "Бхагавадгиты". В результате Сергий поседел, Пушкин - "как труп в пустыне я лежал", Арджуна взмолился Кришне явиться в человеческом образе, ибо божественный невыносим для лицезрения.
Когда же "христы", "божьи матери", "архангелы" прилетают как бабочки по первому зову контактёра, русские опытные старцы всегда рекомендовали посмотреть на их одежды вниз, не торчат ли из-под полы козлиные копыта...
Думаю, таким же образом обстоит дело и со словесной диктовкой "богов". Современные примеры реального контакта Высших Сил с помощью автоматического письма так же редки, как и в прошлом. Агни Йога, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха - то, что мне известно. Остальное - либо повторение уже сказанного, либо убогий "самопал". Критерий подлинности - мощь и воздействие божественной "автоматики" на миллионы. Та же "Чайка", о которой записавший её Р. Бах сказал, что ему в ней не принадлежит ни одного слова, до сих пор поражает читателей всех стран необычайной художественной силой.
Но не таково ли воздействие всех подлинных творений человеческого гения?
В случае Ричарда Баха Божественный Луч нёс прямую свою информацию, в других же случаях Он - пробуждал искру, которая дремлет в человеческом сердце. Включается зажигание, и в человеке начинает звучать Божественное Начало. Тогда этого человека называют Данте, Моцарт, Пушкин, Сент-Экзюпери...
Какое отношение имеют вышеназванные имена к Иисусовой молитве?
Дело в том, что человек может не произносить слова Иисусовой молитвы, но своими делами, всем своим существом служить той Силе, которую максимально содержал в себе и выразил Иисус Христос. И, наоборот, человек может произносить сколько угодно молитв, но если в душе полон низких мыслей и себялюбия, очень легко может угодить в какой-либо хитроумный капкан.
|
Комментарии
>Небесная Любовь, иначе говоря, благодать ...
Благодать - это благое слово Духа Божия. Благое даяние. Небесная любовь - выше.
Быть может вам будет полезно познать что такое Небесная любовь... Это просто: слова в духе - что желаешь другому - то в совершенстве желаешь себе.
Это - сильнейшая оградная формула в духе, прибегания к Небесным Силам.
Разума вам. Небесного разума. Благослови вас Бог.
RSS лента комментариев этой записи