Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
Иисусова молитва - Страница 3 Печать E-mail
Индекс материала
Иисусова молитва
Страница 2
Страница 3
Все страницы
10. Обращение к Богу и контакт с ним

Обычно под словом молитва понимают обращение к Богу с какой-нибудь просьбой. Считается, что лучшая молитва, когда человек просит не себе, молится не за себя, а за других, лучше всего - "за мир". Но ведь по определению всевидящий и всеслышащий Бог без просьб знает, что нужно каждому человеку и миру в целом. Так оно и есть. Начиная свою молитвенную практику, я тоже обращался к Богу с просьбой "Пусть миру будет хорошо", в общем-то, будучи информирован святыми книгами, что Бог и без меня делает всё, чтобы миру было хорошо Тем не менее, обращался. Зачем?
Начинающий молитвенник представляет Бога как некую внешнюю силу или некое существо, внимание которого он хочет обратить на себя. Многие, не добившись успеха, бросают это занятие. Главный секрет успешности молитвы в умении разбудить сердце, то есть ту силу, о которой в одном из канонических Евангелий сказано: "Царство Божие внутри нас есть". В апокрифическом же Евангелие от Фомы эти слова Иисуса Христа уточнены так: "Царство Божие внутри и вне нас". Поправка даёт возможность лучше понять процесс молитвы, как соединение нашего внутреннего Христа с Христом внешним. Вначале "отепляется" левая часть груди, там где находится физическое сердце. Потом зажигается правая часть груди. Затем огонь опускается в район солнечного сплетения и поднимается вверх до горла. Были у меня случаи, когда начинало гореть всё тело, но в этих случаях я прекращал молитву, так как знал из литературы, что может начаться неконтролируемый процесс самовозгорания, опасный для нашего организма. Именно по этой причине преждевременно ушёл из жизни знаменитый подвижник Индии Вивекананда.

Могут подстерегать иные опасности. Несколько лет назад Россию потрясло известие о трёх монахах, убитых на Пасху. Мало кто обратил внимание на то, что все три практиковали Иисусову молитву и однажды пережили экстатические состояния. Они восприняли их, как зов Бога уйти на небеса. Монахов охватило непреодолимое желание расстаться с этой жизнью и вознестись в ту именно на Пасху. Не умалая их духовного подвига, выскажу такую мысль: не исключено, что они сами притянули к себе форму смерти. Если бы внимательно изучили опыт старцев, то поняли, что "прелести" бывают и уводящие от жизни с её тяготами. Старцы же всегда подчёркивали, что земная жизнь даётся человеку для труда, покидать её ради небесной по своей воле не разрешено.
Вернёмся к молитве. Отепление сердца - первая её ступенька. Следующие - трудно поддаются описанию. Когда внутренние вибрации сердца достигают необходимых частот, они входят в резонанс с Божественными Вибрациями. Происходит замыкание внутреннего Христа, внутренней искры Божьей человека с Божественной Силой вне нас. Молитва начинает работать.
Таким образом, обращения к Богу со словами звучащими, мысленными, разогрев сердца это лишь средства для установления связи с тем, что является Несказуемым и выражается чудесным, мирным состоянием.

Возжелав в душе унять тревогу,
Вражьих стрел хвативши через край,
Я однажды постучался к Богу
С вечным и тоскливым нашим "Дай!"

По иной, по этой ли причине,
Все мои тревоги отлегли,
Но и лучше стрелы наточили
В тишине угрюмые враги.

Продолжая тряскую дорогу
По ухабам жизненной возни,
Радость я принес к престолу Бога
И воскликнул весело: "Возьми!"

И волною теплой грудь омыло,
С глаз моих упала пелена
До поры, пока не накатила
Новая холодная волна.

Породнив и радость и тревогу,
Не считая годы и труды,
В третий раз я поднял очи к Богу.
"Сердце без остатка занял ты".

И занялся в сердце ровный, сильный,
Жаркий, но совсем не жгучий свет,
Голубой, смарагдовый и синий,
Об ином -
Ни слов, ни красок нет.

Знавший цену вышесказанному Тютчев однажды заметил: "Мысль изречённая есть ложь". Это не помешало ему создать сотни поэтических шедевров. Знал, что говорил и Есенин, когда писал:

Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя, поле безбрежное
Дышит запахом мёда и роз.

Несказуемое, хотя и не передаётся словами, но стоит за ними, ощущается человеком, дышит через слова, мысли и чувства.
Молитвой может быть сочинение стихов, другие формы творчества, хотя не всякое сочинительство есть молитва. Настоящий творческий труд вводит в состояния, подобные тем, которые посещают человека во время молитвы. Оттого многие поэты, музыканты, живописцы, выйдя из творческого процесса, предаются алкогольным возлияниям, рутинная жизнь им кажется невыносимо пресной в сравнении с творческой. Говорю об этом не понаслышке, сам в своё время изрядно послужил "зелёному змию". Если же Иисусова молитва становится твоим постоянным спутником, нужда в алкоголе отпадает, он становится неинтересным, ибо те состояния, которые даёт вино, несопоставимы с молитвенными.

11. Самая эффективная

Почему Иисусова молитва наиболее совершенна?
Рискну поделиться некоторыми соображениями на этот счёт.
Во время молитвенного "отепления" сердца появляются излучения, становящиеся заметными в пространстве. Они привлекают внимание ангелов, говорят языком христиан, или развоплощённых высоких духов, согласно лексике Востока, которые прилетают и помогают молящемуся. Но эти же излучения притягивают и разного рода тёмную нежить, как всякий свет в ночи влечёт мошкару. Нежить, то есть бесы, не рискуют напрямую приблизиться к источнику света, он их обжигает. Они ищут в энергетической оболочке человека слабые места, христиане называют такие щели греховными мыслями, буддисты - клешами - низкими влечениями. Через эти отверстия в ауре и влазит в человека нежить. Поэтому кто ступает на путь молитвенной практики, должен всегда отчётливо понимать, что он ступает на поле битвы. Такая битва непрерывно происходит в небе любой страны, проекцией её являются наши земные бои. В христианских странах небесную битву ведут светлые духи во главе с Иисусом Христом и Божьей Матерью, в странах, где господствуют иные религии - сонмы иных национальных святых, ушедших в небо. Но на землю к людям высокие духи спускаются лишь тогда, когда их зовут. Закон свободы воли для них нерушим. В этом особенность работы светлых духов. Тёмные же лезут со своими услугами и нашёптываниями без всякого спроса. При этом тёмными могут быть не только духи злобы, но любые безответственные духи, которых, не ведая, что творит, может позвать на помощь иной человек в эгоистических целях.

Вот почему "легче" молиться своей, "намоленной" для данной страны молитвой, или, как иногда говорят, молитвы, вписанной в эгрегор данного народа. Светлые духи данной страны легче услышат "свою" молитву, придут на помощь, защитят от тёмных. Это я тоже знаю не из книг.
Молитва - материя тонкая, все её тонкости может оценить только молящийся. Я знал человека, который жил в сибирском селе и молился на китайской "Книге перемен". Все наши разговоры на духовные темы сводились им к даосизму или конфуцианству. Он был очень мастеровым человеком, способным починить любую машину, любой прибор, за что его ценили и уважали односельчане. Как объяснить его китайские религиозные увлечения? На ум приходит единственная причина - в прошлом воплощении этот человек жил в Китае и, родясь в России, ступил на проторённую в прошлом духовную колею.
Путешествуя по Индии, я часто посещал вишнуитские, шиваитские, сикхские храмы, буддийские монастыри. Буддизм называют религией без Бога, там Бога заменяет Учитель, ибо для буддиста Бог в Его высшей испостаси непознаваем.

Религиозность жителей Индии очень привлекательна не только своей терпимостью, но и открытостью.
Однажды, бродя в Гималаях, я наткнулся на одинокий жилой дом. Дело было зимой, десять лет назад, а в тех невысоких Гималаях, где я бродил, в январе выпадает снег и порой лежит целую неделю. Вдруг слышу слова на английском. "Кто ты?" Поднимаю взгляд, вижу на балконе второго этажа человека. Что я мог ответить на вопрос, кто я? Говорю: "Рашен йог". Он оживился: "Айм йог ту. Кам ин". Я поднялся в дом, познакомился с хозяином. Он оказался человеком разговорчивым, гостеприимным. Фермер, содержал коров, большой фруктовый сад, держал работника-непальца. Был женат. Когда ввёл меня в дом, я заметил в углу женщину, молившуяся перед изображением Шивы. Её молитва продолжалась около часа, пока мы говорили. Когда она закончила молитву и повернулась к нам, хозяин дома представил её мне, как свою жену. И добавил, что оба они йоги-шиваиты. "А ты к какой йоге принадлежишь", спросил он. "Агни Йога", - ответил я. - "Не знаю такой. Кто у тебя Учитель?". - "Иисус Христос". -"Христа знаю".
Беседовали мы долго на самые разные темы, и это при моём скудном английском. Но индусы - люди очень понятливые, понимают всё с полуслова...В заключение он предложил мне вместе помолиться в его семейном храме.

Он провёл вниз по горе в конец своего сада, где располагалось невысокое строение из камня с типичной для шиваитских храмов архитектурой. Позвонил в колокольчик, висевший над дверью, То же сделал я. Таким способом в Индии извещаю богов о своём приходе. Мой новый знакомый зажёг ароматические палочки и стал распевать молитвы Шиве. Я молча молился Христу. И чувствовал, что благодать снизошла на меня в этом "чужом" храме. Когда мы оба закончили свои молитвы, индус, видимо, что-то почувствовав, спросил меня: "Кому ты молился?". - "Иисусу Христу", - ответил я. Он улыбнулся: "Я это понял. А ты когда-нибудь видел Христа?" - "Нет". - "Я Шиву тоже никогда не видел. Но он у меня здесь". - Мой знакомый указал на сердце. - "У меня Христос тоже здесь", - согласился я. При этих словах индус обнял меня.

На окраине Дели есть ашрам, который называется Гобинд Садан. Возглавляет ашрам известный во всей Индии святой Баба Вирса Сингх. Святой этот прославлен многими своими исцелениями, пророчествами, а также тем, что ему было видение Иисуса Христа. На месте видения по рисунку Бабы Вирса Сингха сооружена статуя Иисуса Христа таким, как он привиделся махарадже, так иногда называют этого святого Индии. Подробно об этом святом и его видении я написал в очерке ""Наш" Христос в Индии", опубликованном в той же книге "Лики", а здесь скажу: редко встречал столь благодатное место для молитвы, как поляна в Гобинд Садане, где стоит статуя. Сюда съезжаются паломники со всего света, прежде всего из Индии. Трогательно, но непривычно смотреть, как индуисты в белых одеждах, мусульмане в чалмах, сикхи простираются ниц у ног "нашего" Иисуса Христа. Здесь, по рассказам очевидцев, случались исцеления неизлечимо больных. Замечательные минуты пережил здесь и я, когда часами просиживал в молитвах у статуи, многие мои стихи ведут происхождение отсюда.

12. От затворников - в мир

Завершая эти заметки, хочу подчеркнуть, что многому научился у молитвенников "Добротолюбия", много дала Индия, её священные книги и живое общение с её людьми, имеющими свою практику погружения в безмолвие.
Сам я всегда жадно искал живой опыт молитвы и безмолвия не только у святых людей, но и у "мирских". Сделал вывод, что опыт мирянина неизбежно отличается от монашеского. И другой вывод - молитвенный опыт любого человека индивидуален, он зависит от возраста, профессии, национальности, места проживания и других факторов. Кроме того, этот опыт всегда творческий. Какие бы рекомендации тебе ни дали книги и люди, эти рекомендации доводят человека до известной черты, до известного порога. Дальше иди и твори сам. Единственный поручень - имя Христа или Божьей Матери.
Иисусова молитва в корне отличается от современных психологических тренингов, которые учат, как добиться в жизни успеха, заработать много денег, отладить здоровье, стать успешным бизнесменом и т.д., то есть решить личные задачи.

Цель Иисусовой молитвы - работа на человечество. Слова эти - не риторика, они фиксируют тот реальный факт, что в мире всегда были, есть и будут люди, решающие общечеловеческие задачи - внесение в мировую хаотическую энергетику, энергий гармонии и миротворчества, любви и целительства. Эти люди не противопоставляют личные задачи общественным, они решают их, походя, двигаясь в направлении Общего Блага.

Таких людей больше всего в России, стране, которая всей своей мучительной историей доказала, что жила общечеловеческими интересами в большей степени, чем своими собственными.
Таким образом, возвращение России к православию, на мой взгляд, не сводится к решению чисто церковных задач. Православие есть живой духовный опыт России, включающий в себя имена Сергия Радонежского, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Серафима Саровского, Пушкина, Достоевского, старцев Оптиной Пустыни, Льва Толстого, Менделеева, Николая Рериха, Николая Островского, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Бориса Пастернака, Василия Шукшина и многих других славных сынов России. По моему мнению, не нужно бояться такого расширения границ религии. Православие живо там, где бьёт родник любви к Родине, где живёт любовь к людям, где есть бескорыстие и бесстрашное искание Истины. Кто ближе к Богу, разберётся сам Бог, кто ближе сердцу России, разберётся её народ.

Возвращение к православию предполагает широкое взаимодействие с людьми разных конфессий. Русские всегда проявляли терпимость и дружелюбие к "инославным". Теперь задача состоит в изучение духовного опыта иных религий, в том числе опыта молитвенного. В этом смысле нельзя обойти опыт ислама, может быть, самой активной из современных мировых религий. Кстати сказать, суфии, являющиеся в исламе некоторыми аналогами исихастов в православии, не удаляются от мира в затвор, осуществляют свою духовную практику, оставаясь известными в миру людьми: поэтами, музыкантами, ювелирами...

Сегодня в России немало людей, интересующихся практикой суфизма, буддизма, индуизма. Интересовался всем этим и я. Не только интересовался - осваивал. И что? В советское время получал за это нахлобучки от КПСС, в постсоветское - от некоторых служителей церкви, в не нашу веру, дескать, склоняешься. Но ведь не "склонился", вернулся к истокам. Не мог не вернуться, как любой путешественник возвращается домой. А Руми, Шанкарачарья, Миларепа только обогатили моё понимание духовных глубин православия и моё желание вернуться на духовную родину. Как Пушкину свободное владение французским языком лишь помогло стать непревзойдённым мастером русского. Как Николаю Рериху - его жизнь в Индии и погружение в стихию буддизма лишь обогатили патриотизм и потянули к практике исихазма.

Сегодня опыт немногих становится достоянием многих. В этом убеждает замечательный фильм Павла Лунгина "Остров". Никогда ещё русская кинематография не прикасалась так успешно к высочайшим духовным материям. По существу, это картина об Иисусовой молитве. И тот факт, что она вызвала широкий резонанс в обществе, что ею заинтересовались многие, в том числе тяготеющие к "инославным" духовным направлениям, внушает оптимизм. Значит, Россия в состоянии вернуться на свой Путь. Нам лишь нужно потрудиться, чтобы опыт, накопленный русскими старцами и опытными в Иисусовой молитве мирянами, расширил границы действия. Не нужно строить иллюзии: массовым этот опыт не станет. По крайней мере, теперь. Но зону влияния такого опыта следует расширить. У народов многих стран есть поверье: там, где поселился праведник, меньшей бедствий и всяческих неблагополучий. Учёные уже обсуждают факты воздействия коллективных молитв на погоду. Почему бы не попробовать объединить два этих фактора - энергетику опытного молитвенника с энергетикой человеческих сообществ в целях создания положительного силового поля в той или иной местности? В противоположном направлении работа ведётся давно и успешно. Ведь разного рода фильмы кошмаров, разнузданные тёмные заклинания иных рок-групп, подпитанные эмоциональной реакцией миллионов (неважно поклонников или противников), создают отрицательные энергетические поля, провоцирующие земные неурядицы. Почему же не попробовать создать светлый энергетический противовес? Каким образом создать его? Совместными усилиями церкви, правительства, СМИ. Это может пойти на пользу не только России, но всему миру, в том числе МЧС многих стран, которые уже не справляются с нарастающим числом катастроф, а чем дальше, тем неспособность эта будут проявляться сильнее. Растущую экспоненту катастроф можно уменьшить с помощью благой энергетики людей, говоря языком науки, и с помощью молитвы, говоря языком церкви. Доказано не однажды.

* * *

Две силы борются в душе,
И обе в ней настороже,
Следят за третьей - за вниманьем,
Танцующим на их меже.

* * *

Ты силой не гордись своей,
Всегда найдётся, кто сильней.
Держись за руку Иисуса
Тем крепче, чем тропа тесней.

* * *

Споткнёшься - слишком не грусти,
А встал - с молитвою иди,
Самохожденье и отчаянье -
Две бездны на твоём пути.

* * *

В бою с окрестным вороньём,
В сраженье внутреннем твоём
Умей бороться в одиночку,
Но побеждать всегда
Вдвоём.

* * *

Будь искушеньям всяким рад,
Зовущим в рай, влекущим в ад.
Но каждому скажи с улыбкой:
Всего дороже путь утрат.

* * *

Чего от будущего ждёшь,
Сказав - он плох, а я хорош?
Словами этими незримо
Вонзил в свою же душу нож.

* * *

Ты греешь руки у костра,
Зажжённого в груди вчера,
И сам себе из сердца шепчешь:
Сегодня, на мороз пора!



 

Комментарии   

 
0 #2 Марина П. 05.05.2012 21:00
Спасибо. Рада встрече с Вами (после 10-ти минутного прикосновения к Вам на передаче у Гордона нашла в инете по прозвучавшему там названию Вашей книги). Это первое, что прочитала на сайте. Были прикосновения к блаженству молитвы особенно после занятий йогой. Было бы здорово, чтобы как можно больше людей приоткрыли силу и благодать молитвы.
Цитировать
 
 
0 #1 Angeliccare 10.12.2008 23:27
К сожалению у вас чуть не точно...
>Небесная Любовь, иначе говоря, благодать ...

Благодать - это благое слово Духа Божия. Благое даяние. Небесная любовь - выше.

Быть может вам будет полезно познать что такое Небесная любовь... Это просто: слова в духе - что желаешь другому - то в совершенстве желаешь себе.

Это - сильнейшая оградная формула в духе, прибегания к Небесным Силам.

Разума вам. Небесного разума. Благослови вас Бог.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние статьи