Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
Космос Даниила Андреева - Страница 3 Печать E-mail
Индекс материала
Космос Даниила Андреева
Страница 2
Страница 3
Все страницы
ИТОГИ

Они очень противоречивы. Как сложен и противоречив предмет нашего разговора. Мне представляется, что взоры исследователей ещё не раз обратятся к феномену Д.А. Речь идёт не о воздаянии ему каких-то запоздалых литературных комплиментов или о пристальном изучении его визионерского опыта. Феномен Д.А. требует осмысления в плане вестничества, ибо, во-первых, слишком уж много «вестников» развелось в последнее время, и моря контактёрской литературы на книжных прилавках наводят на грустные размышления. Потерян здравый смысл. Не только рядовые люди, но и государственные деятели нередко «смущаются» различными «пророками», астрологами, «ясновидящими». Или, наоборот, тупо отмахиваются от вестей из сфер «другой жизни», как от чертовщины. Во-вторых, из истории нам известно, что к религиозным пророчествам, а также к вестям из Инобытия внимательно прислушивались многие выдающиеся люди. Стихотворению Пушкина «Пророк» предшествовали реальные тонкие образы, увиденные поэтом. Моцарт отчётливо слышал «музыку сфер» и, по собственному признанию, лишь записывал её нотными знаками. Жаловался при этом, что записи несовершенны! Менделеев получил картину периодической системы элементов во сне. Тамерлан повернул своё войско от Москвы, имея устрашающее видение Божьей Матери, которая предрекла ему поражение. Сталин, как уже говорилось, всерьёз отнёсся к визионерству православного ливанского митрополита Илии и выиграл войну. Рузвельт во время второй мировой войны пошёл на тесный союз с Россией, даже находился под сильным влиянием Сталина именно под впечатлением писем из Гималаев, переданных ему через Е.И. Рерих. В письмах чётко очерчивалась грядущая великая роль России в судьбах мира. Документированные примеры можно продолжать до бесконечности.

Ещё больше примеров другого рода. Очень чуткий ко всякого рода приметам и пророчествам А.С. Пушкин, в 20 лет получив пророчество немки-предсказательницы Киркгоф, что умрёт в возрасте 37 лет от руки белокурого человека, всю остальную жизнь, словно влёкся по колее прогноза. Он боялся даже обменяться рукопожатием с человеком-блондином. А в конфликте с Дантесом забыл слова Киркгоф, забыл совершенно, в том числе её оговорку, что поэт доживёт до глубокой старости, если не белокурый человек или не лошадь белой масти… То есть и опять-таки «бабушка надвое сказала». Делай выводы, не влекись бездумно и некритически к предначертанному кем-то концу, чего Пушкин при всей его гениальности не сделал. Но судьба Пушкина – предмет особого рассмотрения. Одним словом, опыт вестничества в наше время, как никогда прежде, заслуживает пристального изучения и осмысления.

Что же в итоге можно сказать о космосе Даниила Андреева и пророчествах автора «Розы Мира»? Во-первых, при всей уникальной образованности Д.А., при всех его литературной талантливости и визионерской прозорливости он - по части видения «Шаданакара» и прогнозов дальнейшего развития человечества – в целом находится вне религиозной традиции. Ни ведическая литература, ни Библия, ни Нострадамус, ни даже известная болгарская пророчица Ванга не отваживались на подробное воссоздание картин будущего, какое мы видим в «Розе Мира». Втискивать сознание человечества в жесткие рамки точных пророчеств нет необходимости и опасно…

Во-вторых, визионерский опыт всех великих поэтов, учёных, политических деятелей прошлого был, как правило, кратковременным. Даниил Андреев, по его собственным признаниям и свидетельствам знавших его людей, видел картины Тонкого мира с некоторого времени почти непрерывно. Факт тоже настораживающий, поскольку аберрации сознания в подобных случаях неизбежны. Это знали православные монахи, проходившие этап «трезвения», когда им по необходимости случалось долго контактировать с Тонким миром. Они расценивали многие увиденные картины, как «прелести». Умели отделять их от состояния «исихии» - тишины, лишённой любых образов и звуков – того состояния, где происходят реальные контакты с Высшими Сферами. Точно также поступают суфии ислама, буддисты и любые другие искатели подлинного взаимодействия с Богом или с Учителем.
Третье. Сам Даниил Андреев к своим визионерским способностям, будучи человеком очень честным, относился противоречиво: с одной стороны, он благодарил Бога за них, с другой видел в них некое Божье наказание, дополнительный по сравнению с остальными людьми крест, возложенный на сознание. А вот как с неожиданной стороны оценивает уникальные способности Даниила Андреева жена писателя: « Я думаю, что инфаркт, перенесённый им в 1954 году и приведший к ранней смерти... был следствием этих (визионерских) состояний, платой человеческой плоти за те знания, которые ему открылись. И как ни чудовищно прозвучат мои слова, как ни бесконечно жаль, что не отпустила ему Судьба ещё хоть несколько лет для работы, всё же смерть – не слишком большая и, может быть, самая чистая расплата за погружение в те миры, которые выпали на его долю». А.А. совершенно права: расплата могла быть куда хуже - безумие. Сама она пережила мужа почти на полвека, придя от мятежных духовных исканий к строгой православной религиозности. Права А.А. и в том, что длительное блуждание мужа по тонким мирам не только сократило ему жизнь, но затруднило достижение подлинных литературных высот и святости в жизни, на что он мог с полным правом рассчитывать в силу своего литературного таланта, благородства души, наконец, мученического искания Истины.

Это тоже повод для очень серьёзных размышлений, поскольку провидческий дар, полученный Даниилом Андреевым от природы, независимо от его воли, в наше время становится предметом нездорового интереса, коммерции, искусственных домогательств. Возникло множество «эзотерических» школ, открывающих «третий глаз» для контактов с Тонким миром. В Америке существуют целые институты, помогающие желающим установить связи с их умершими родственниками или с ушедшими в мир иной гениями. И в России, к великому сожалению, появляются подобные общества и группы. Запретить их в нашем «демократическом» обществе невозможно, но и от фактов никуда не денешься: некоторые получившие «сверхспособности» соискатели либо раньше времени отправляются в инобытие, либо психически деградируют. Церковь можно упрекнуть, что она идёт не в ногу с веком, но она абсолютно права, остерегая людей от всякого рода искусственного раскрытия «духовности» в соответствии с модой века. И одними предостережениями тут делу не поможешь. Та же церковь сплошь да рядом оказывается бессильной в объяснении фактов, когда открытие паранормальных способностей происходит у многих людей неожиданно для них самих, наконец, когда появляются с такими способностями совершенно здоровые дети. Печать окрестила их детьми будущего, детьми «индиго», т.е. детьми с синей и фиолетовой аурой. Как в этих случаях помог бы опыт православного «трезвения»! Но где в храмах или на страницах церковной печати можно услышать и узнать, как использовать методику «умного делания» светскому человеку?

Помню, в 70-е годы я безуспешно искал в церковных библиотеках книги Добротолюбия. Сейчас их можно приобрести в любой церковной лавке. А что могут посоветовать нынешние мастера исихазма современному духовному искателю? Помню также разговор с одним священником о желательности ознакомления людей с основами исихастской практики. Он замахал руками – такая практика без наставника опасна, она возможна только в монастырском затворе. Что же делать многим людям в миру, детям индиго, которые, подобно монахам, подвергаются устрашающим атакам Тонкого мира, а также искушениям его? И что делать, если соприкасаешься с благими «воздушными» слоями? Перекреститься «чур меня!»? Кто научит людей правильному различению?

К части нашей православной церкви, она начинает расширять рамки своей ортодоксии, включать в религиозный опыт православия, достижения светской культуры и даже…Советской власти. В своём недавнем интервью корреспонденту одного из телевизионных каналов второе лицо РПЦ митрополит Кирилл (ныне Патриарх) заявил, что ошибочно рассматривать мир православия только через церковные очки. Православие – это и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и даже в некотором роде Николай Островский… «Как! - в ужасе переспросил интервьюер. – Вы говорите о писателе, который ради «светлого будущего» был готов пожертвовать жизнью многих людей!» «Что ж, - спокойно возразил митрополит, – христианские государи тоже вели религиозные войны и пролили немало крови. Что же касается Советской власти, то она унаследовала этику христианства». «Вы считаете атеиста Николая Островского – образцом христианской этики?», наседал корреспондент. «Я не считаю Николая Островского образцом этики, но его подвижническая жизнь, его стремление служить счастью людей, при всех ошибках этого писателя, роднит его устремления с устремлениями христианских подвижников».

Сказанное митрополитом можно в полной мере отнести к Даниилу Андрееву. Его визионерский опыт со всеми его сильными и болезненными гранями – важная веха в истории становления русского самосознания. По общему признанию далёких от всякого визионерства людей мы сегодня очень нуждаемся в пристальном изучении мирового религиозного опыта, а не только священных книг христианства для своего выздоровления. Космос грозно стучится в нашу дверь, но разве мы не глухи? Услышавший эти стуки другой вестник и гениальныё сын России, семидесятилетний юбилей которого мы справили в этом году, – Николай Рубцов возгласил: «Россия, Русь, храни себя, храни!»

Вологодский поэт увидел небо России в чёрных крестах новых захватчиков. Но ведь это рать того же Противобога, описанного Даниилом Андреевым. Антихрист, индивидуальный или коллективный, на первых порах прикроет свою суть христианской символикой. Не напоминает ли предчувствие Рубцова пророчества православных старцев о «последних[ временах» христианства.
Мистический опыт Даниила Андреева не только мучителен, но и драгоценен. Бесспорно, православные старцы проходили страшные времена успешнее, чем он. Почему? Потому что во всех своих мытарствах они практиковали непрерывное памятование образов Иисуса Христа и Божьей Матери как охранную грамоту и щит. Д.А. тоже чтил Христа, но, судя по всему, его памятование носило скорее литературный, характер и уж точно не было постоянным. В будущей Розе Мира, как религиозно-братском объединении людей, эта главная составляющая любой религии «правой руки» - всецелая устремленность к Богу - несомненно, станет доминирующей.

Поздний день мой будет тих и сух:
Синева безветренна, чиста;
На полянах сердца – горький дух,
Запах милый прелого листа.
Даль сквозь даль синеет и притин*
Успокоился от перемен,
И шелками белых паутин
Мирный прах полей благословен.
Это Вечной Матери покров
Перламутром осенил поля:
Перед бурями иных времён
Отдохни, прекрасная Земля.

• предел, причал. См. словарь В.И. Даль

Грядущая религия Итога утвердит также Любовь основным стержнем сознания и познания. Об этом Д.А. писал в полном резонансе с Евангелием: «Из святилищ религии Итога… будет излучаться призыв ко всеобщей любви и к свободному сотворчеству». Ушедший сто лет назад смирившимся с мученическим собственным жребием, более того благословившим его, он верил в то, что и тяжкая судьба сверхнарода, так называл он всех россиян, будет искуплена в будущих веках.


ТРИЛИСТНИК

Мой друг, мой присмиревший русский рыцарь!
Среди хамелеонов и ужей
куда нам скрыться, где нам затвориться,
как не в себя, не в собственной душе?

Там места не осталось для иллюзий,
испепелилась с ними и печаль.
Но светится бильярдным шаром в лузе
надежды нержавеющая сталь.

О чем она? О том, что солнце всходит,
что на исходе бесов торжество,
что никогда, ни при какой погоде
нет в мире, кроме правды, ничего.

Все остальное — тени, тени, тени...
За них цепляться — множить боль и грусть.
Опять увязла в тине заблуждений
поверженная демонами Русь.

Что нужно ей и нам? Совсем немного
и Вечность, без имен, без дележа.
Воистину при жизни узрит Бога
сама в себя ушедшая душа.

* * *

Ушедшая в себя душа моя,
ты вовсе не пугливая улитка,
ты всем печалям собственным — улыбка,
чужой беде — надежда и маяк.

Мы — клетки одного большого Тела.
Служить бы да служить Ему, любя,
но мы, как пауки, обезумело
живем и бьемся каждый за себя.

И подмывает речка на излуках
терпенье самыx кряжистых берез,
и Бог, как человек, в великих муках
нас отторгает каждого поврозь.

Да, никуда от Бога нам не деться,
Мы все — из бесконечной той Реки.
Да, Бог и Вечность — любящее сердце,
Прощающее вечные долги.

* * *

Но если не простятся долги наши,
и вал шестой подымет океан,
и Ангелы прольют на землю чаши,
как говорил апостол Иоанн,

я верю, мой народ не сложит крылья
среди еще неслыханных тревог,
мы Божеские страсти проходили,
нам преподали дьявольский урок.

Нас без конца мутило и штормило
и по своей, и по чужой вине.
Мы ношу, предназначенную миру,
несли за всех. И сил у нас вдвойне.

Лукавые! Вам кажется, что плохи
дела у нас. Но взвесит Судный День
всю трагедийность сталинской эпохи,
все шутовство сегодняшних затей.

Засветятся, рассветные одежды
седьмого дня во мраке трех шести
терпения, смирения, надежды
и красоты, чтоб крест свой донести!

(К СТАТЬЕ «ШОЛОХОВ И СОЛЖЕНИЦЫН»)

Ах, власть советская, твой час
Был ненадолго вписан в святцы.
Ты гнула и ломала нас,
Пришел и твой черед сломаться.

Бывало, на тебя ворчал,
Но не носил в кармане кукиш.
И поздно вышел на причал,
Что никакой ценой не купишь.

Когда сегодня Страшный Суд
Долги последние свершает,
А телевизионный шут
На торг всеобщий приглашает,

Я поминаю дух и прах
Отцов, которые без хлеба,
Отринув всякий Божий страх,
Как боги, штурмовали небо.

Не убивал и не убью,
Не принесу свидетельств ложных,
Но их по-прежнему люблю,
По-детски веривших, что можно

Через кровавые моря
Приплыть к земле без зла, без фальши.
Смешная, страшная моя,
Страна-ребенок, что же дальше?



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить