Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
Cикхизм Печать E-mail

В городах Индии (редко в деревнях) можно встретить бородатых людей в разноцветных тюрбанах. На запястьях они носят стальные браслеты, на поясе саблю или небольшой кинжал. Это сикхи, представители самой молодой в Индии религии — сикхизма. Ее последователей в стране около 20 миллионов, для страны с миллиардным населением немного — всего два процента. Тем не менее, сикхи — весьма влиятельная страта индийского общества, их много среди армейских офицеров и генералов, также на ключевых постах в медицине, образовании, бизнесе. Некоторые отрасли ремесел, например, ювелирное дело, целиком контролируются сикхами.

Индуизм и буддизм Индии с их разнообразными школами достаточно описаны в западной и русской литературе, но сикхизм менее известен. Между тем есть основание предполагать, что Махатмы Востока высоко ценили эту молодую конфессию. Недаром Е. П. Блаватская в своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» присоединила к имени одного из Них приставку «Сингх». Уже говорилось, что религия сикхов возникла как реакция части духовной Индии на вторжение мусульманских завоевателей в Индостан. Один из духовных учителей страны задумался, почему сравнительно немногочисленные захватчики так легко справились с народами огромного субконтинента. Он пришел к выводу, что господствующая религия Индии индуизм слишком оторвана от земных дел, лишена активности и созерцательна. Что боги Индии дали людям религию вовсе не для ухода в обряды и ритуалы, чем так старательно занимаются и чему учат брамины, — но для плодотворной работы в земной жизни. Именно земная жизнь со всеми ее трудностями является предметом главных забот человека, как sikkha — ученика Бога.

Духовным учителем, задумавшимся над проблемами реформирования индуизма, был Гуру Нанак, родившийся в 1469 году. Формируя новую веру, он надел чалму и объявил, что берет у ислама его деятельное начало, но при этом остается верным духовным основам индуизма, освободив его от многих суеверий, архаичных догм и обрядов. Он упразднил идолопоклонство и кастовую систему, отменил поклонение иконам и другим изображениям богов, запретил паломничество к священным рекам, которое отнимало много времени и средств, отменил ношение паранджи, как унижающее женщин.

 

Сикхская религия возникла, как религия Единого Бога, Вечного Творца, Причины причин, без имени и формы. Это Бог всех народов, а не одних индусов или мусульман, суровый Бог Истины, но также Бог милосердия. Он создал мир не для отречения от него, не затем, чтобы наказывать людей за их грехи, а для реализации человеком его истинной цели — соединения с Всевышним. Бога следует искать в глубинах человеческой души с помощью медитации, а также через преодоление пяти основных пороков: вожделения, гнева, алчности, привязанности к земным утехам и эгоизма. При этом аскетическое самоистязание и монашеское затворничество не допускаются.

Принципы, заложенные первым Нанаком в основание новой религии, были затем развиты девятью другими. Последний, десятый, — Гобинд Сингх (1666-1708) записал все традиции, заповеди и обычаи сикхизма, существовавшие до него устно, в книгу священных сикхских текстов (Ади грантх), а также ввел обряд сикхского крещения (Амрит). Крещение предполагает посвящение человека в основы сикхской веры и в сикхскую символику. Возраст при этом не обуславливается, главное — сознательное принятие принципов веры и Кодекса сикхского поведения. Согласно этому Кодексу, всякий мужчина и всякая женщина любой национальности, расы и социального положения могут присоединиться к сикхскому содружеству — Кхалса Пант. Крещение обязывает принять к ношению пять К. Это Кеша (символ святости), заключающийся в обязательстве не стричь волосы и носить бороду; Кангха (гребень — деревянный или из слоновой кости), что означает символ чистоты; Кара (стальной браслет) — символ решимости; Качха (шорты) — символ бдительной готовности и Кирпан (меч) — символ решимости вступить в бой за правое дело.

Кодекс также предписывает, кроме крещения, выполнение некоторых религиозных церемоний при бракосочетаниях и похоронах, главными из которых является пение гимнов (Шабад). Мертвых сикхи кремируют, а их пепел сбрасывают в ближайший водоем. Запрещено ставить памятники на месте кремации. Алкоголь, табак, наркотики и употребление мяса запрещены. Нарушение супружеской верности считается грехом. Сикх обязан уважать жену другого человека, как свою сестру и мать, а чужую дочь — как собственную. Женщина считается равноправным членом сикхской общины. Рождение дочери рассматривается таким же радостным событием, как и появление мальчика. Сикхи отменили традицию индуизма сати — сожжение вдов на погребальном костре мужа. У женщины, согласно канонам сикхизма, такая же душа, как у мужчины, она имеет равные с ним права посещать духовные собрания, а также участвовать в религиозных церемониях. Приданое при заключении брака, как и развод, запрещены. Брачный союз считается таинством, о чем сказано в «Ади грантх»: «Они есть не только муж и жена, которые живут вместе, они есть двое, имеющие один дух». Сикхизм не признает безбрачия, как высшего пути к святости. Брачная жизнь полагается не только естественной, но и почетной и ведущей к вершинам Бога.

Каждый сикх обязан встать рано утром перед рассветом и после омовения предаться размышлениям о Боге. В одном из гимнов об этом сказано так:

Встань рано и размышляй об Имени.
Да пребывай с Всевышним день и ночь.
Тогда даже в страдании не скорбишь,
И нахлынувшая скорбь уйдет.

Сикхский храм называется Гурдвара. Перед входом в него нужно обязательно снять обувь и покрыть голову. В главном зале Гурдвары находится священная Книга (Ади грантх) — эквивалент христианской Библии и даже больше, поскольку эта Книга является единственным предметом поклонения. Она покоится на возвышении в центре храма, за оградкой, там же сидит человек, ведущий службу. Служба состоит в пении священных гимнов под сопровождение музыкальных инструментов.

В особых случаях пение гимнов перемежается с чтением проповедей и рассказов о событиях сикхской истории. История эта была бурной и временами трагической. С момента возникновения религия сикхов подвергалась жестоким преследованиям, как со стороны мусульман, так и со стороны правоверных индуистов. Поминальный синодик сикхских мучеников веры обширен, дни главных мучеников празднуются всей двадцатимиллионной общиной.

Возле каждой Гурдвары развевается флаг желтого цвета на высоком флагштоке, увенчанном изображением обоюдоострого меча (Кханда). Это символ двуединства светской и духовной жизни в их напряженном деятельном сотрудничестве, ставящем целью слияние с Богом. Непременным атрибутом Гурдвары является бассейн во внутреннем храмовом дворе для омовения верующих. Главным святилищем сикхов считается Золотой храм в городе Амритсар (штат Пенджаб).

Вероучение сикхов особо настаивает на универсализме Бога, не делающего различий и предпочтений для народов и конфессий. В этом близость проповеди сикхских Учителей идеям Иисуса Христа, который также подчеркивал, что для Бога нет разницы между иудеем, эллином и язычником. Главное, чтобы в сердце жила любовь к Богу и к людям.

Вот гимн первого Нанака сикхов.

Так вы вступите на тропу моей веры.
Если же на этой тропе
Вы хотите попирать людей,
Ненавидьте их,
А не жертвуйте.
Если вы желаете играть в игру любви,
Положите вашу голову на ладонь
И протяните ладонь всем людям.

А вот гимн, сочиненный последним Гуру сикхов Гобинд Сингхом.

Некоторые стали чисто выбритыми монахами,
Другие пребывают в состоянии Йоги,
Некоторые называют себя брахмачариями,
Другие называют себя индусами.
Некоторые называют себя мусульманами,
Другие называют себя солнечными людьми.
Но Бог есть Создатель и Сострадатель индусов,
Он также есть Поддержка и Милосердие мусульман.
Не называй по ошибке Бога индусов
Другим, чем Бог мусульман.
Все люди земли поклоняются одному и тому же Богу.
Одни Всевышний проливает Свет всем.
Знай Его — Он есть прекрасный Дух,
Знай Его — он есть яркий Свет.

Один из основных постулатов сикхов, что человек не рождается во грехе, что он произошел от чистого Начала, и Бог ожидает от всех нас возращения к чистому Началу.

О, моя душа, ты есть искра Высочайшего света!
Знаю твою сущность.

Задача человека, исповедующего сикхизм, является, как уже говорилось, не уединение от мира, но оказание помощи людям, терпение и любовь. Богатство и достойное положение в обществе не являются помехами на пути к Богу, Сикх не верит в принцип: «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царство небесное». Наоборот, Священное Писание сикхов утверждает: «Те, кто обращается к Всевышнему с чистым сердцем и с помощью Гуру, достигают Бога и богатства». Также принцип: «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую» не находит места в сикхской идеологии. Сикхский Кодекс предписывает иную мораль: «Если произошла стычка и нет иных средств защитить себя, вынь меч».

Все вышесказанное может произвести впечатление отступничества от законов, проповедуемых другими религиями. Так оно и расценивалось в XVIII веке браминами и лидерами ислама, когда на сикхов обрушилась главная лавина репрессий. Сикхи устояли и выжили. Во время вторжения в Индию афганских завоевателей под руководством Ахмед Шаха Абдами они, обороняясь от захватчиков, создали собственное королевство, а затем, когда страна поднялась против британского владычества, встали в первые ряды освободительной войны.

 

Во время путешествий в Индию мне не однажды приходилось беседовать с различными лидерами сикхских общин. Фрагменты наших бесед помещены ниже.

ВОПРОС. Создается впечатление, что ваша религия находится в известной оппозиции к другим вероисповеданиям. Так ли это?

ОТВЕТ. Нет, это не так.

ВОПРОС. Но все религии почитают монахов, как святых людей, отрекшихся от мира, погрязшего в грехе. У вас же, наоборот, почитается святость семейной жизни. Женщина в христианстве рассматривается, как грешное, искушающее существо, в исламе — как существо низшего порядка в сравнении с мужчиной, у вас же она во всех отношениях равна мужчине. Культ богатства и воинственности — все это слишком отличает сикхизм от христианства.

ОТВЕТ. Давайте по порядку. Среди нас тоже есть люди, принявшие обет брахмачария (безбрачия) и посвятившие всю жизнь молитвам и медитациям. Но мы считаем, что и в обычной мирской жизни человек может достичь такой же духовной высоты, как и монах. Любой образ жизни, пронизанный мыслями о служении Богу, может привести к святости.

ВОПРОС. Но вы оспариваете принцип Иисуса Христа о том, что богатство мешает человеку достичь Бога. Для вас, наоборот, Бог одаривает верных ему людей материальным достатком. Выходит, Иисус Христос неправ.

ОТВЕТ. Вы действительно уловили противоречие. Но оно книжное. Подобные противоречия при желании можно в изобилии найти не только между священными текстами различных религий, но и внутри каждой из них. Подумайте, неужели бедность должна быть целью человека. Согласно сикхской философии, человек должен не только сам стремиться к обеспеченной жизни, но также помогать другим людям обрести достаток. Мы рекомендуем богатым членам наших общин не позволять собратьям опуститься ниже черты бедности, оттого сикхи в целом самая преуспевающая часть населения Индии. Если же человек заботиться только о личном богатстве, а накопление денег ставит единственной целью жизни, то такой человек, конечно, подпадает под известную формулу Иисуса Христа.

ВОПРОС. Вы, с одной стороны, ставите женщину на равную с мужчиной высоту, а с другой — вводите ограничения в ношение слишком открытой одежды. Не кажется ли вам, что таким образом вы посягаете на природу, да и на свободу женщины?

ОТВЕТ. Это тоже одно из противоречий, на которых основана жизнь и Истина. Мы славим все, что создано Творцом: любовь, женщину, сексуальные отношения, но против того, что возбуждает похоть. Любовь и похоть — разные вещи. Нигде в природе Бог не допускает разнузданных половых отношений, строго регулирует их. В человеческом обществе эти отношения регулируются религиями. Что же касается свободы, то она хороша для тех, кто этой свободой умеет пользоваться. Запад породил сексуальную революцию, снял все ограничения в половых отношениях, соединил любовь и похоть в одно понятие, и теперь там свирепствует СПИД, остановился прирост населения, рождаются дети с различными аномалиями.

ВОПРОС. Значит, ограничения свободы в половой жизни неизбежны?

ОТВЕТ. Они не только неизбежны, они естественны во всех сферах жизни. Хорошо, конечно, если человек, которого Бог изначально одарил свободой выбора, сам, добровольно ограничивает темную cвою сторону во имя светлой. Но это удел немногих развитых сознаний. Большинство людей без внешних ограничений, как дети, руководствуются принципом удовольствия. Пить вино приятно, но потом болит голова. Воровать деньги легче, чем их зарабатывать, но воровство заканчивается тюрьмой, не на этом свете, так на том. От секса рождаются дети, но от чрезмерных занятий им — рак простаты. От сексуальных извращений — СПИД. Жесткое ограничение дурной свободы необходимо. Иначе мир не выживет. И дело не в том, в какой форме эти ограничения проявляются, суть в том, что нарушение Божественных законов, или законов природы неизбежно влечет за собой последствия разной степени тяжести.

ВОПРОС. Неизбежные законы, которые люди неизменно преступают…

ОТВЕТ. Увы! Взрослые говорят ребенку — не лезь пальцами в электророзетку, а ему интересно узнать, что будет. Большинство людей походят на детей.

ВОПРОС. Иногда приходит в голову, что человеческая масса никогда не прислушивалась к заветам религий, что во все века люди наступали и продолжают наступать на одни и те же грабли.

ОТВЕТ. На сколько веков мы проникли в историю, запечатленную летописцами? В лучшем случае на двадцать — тридцать. Это слишком мало, чтобы оценить какими люди были и какими они стали. В истории земли были длительные периоды, когда человечество жило в полном согласии с Божественными законами. Но вы правы в том, что духовная суть человека меняется гораздо медленнее, чем материальный облик мира. Если бы не приходили пророки, не напоминали о забытых заветах, не давали новые, духовное развитие человека остановилось бы вообще. Помогает развиваться людям и страдание. Может быть, оно главный двигатель человеческого развития.

ВОПРОС. Неужели Бог обрек человека на вечные страдания?

ОТВЕТ. Страдания никогда не бывают вечными, они — признак ошибочности пути. Если человек выбирается на правильную дорогу, страдание прекращается. Беда всех людей в том, что трудно в наше время устоять на праведном пути, а значит обойтись без страданий. Но Кали-юга заканчивается, наступает свет в конце ее тоннеля. Есть и теперь люди, которые живут без страданий.

ВОПРОС. Вы имеете в виду тех, кто живет в свое удовольствие?

ОТВЕТ. Я говорю не о них. Жизнь в свое удовольствие всегда заканчивается страданием. Расстаться со страданием можно лишь на путях движения к Богу, то есть служения миру и людям.

ВОПРОС. Сколько об этом сказано, а воз и ныне там.

ОТВЕТ. О, нет! Воз движется со все возрастающей скоростью и сбрасывает лишний груз, то есть все то, что не отвечает задачам Бога. Многие из тех, кто сегодня уходит в мир иной, уже никогда не появятся на земле.

ВОПРОС. Им предстоит вечный ад?

ОТВЕТ. Зачем же непременно ад? Ад никогда не бывает вечным, и потом он существует для тех, кого еще можно исправить. Отмучается человек, осознает свои ошибки и недостатки, и Бог снова посылает его на землю: иди, трудись, совершенствуйся. Самое худшее — отправиться на дно Творения.

ВОПРОС. Это куда?

ОТВЕТ. Туда, где все придется начинать с примитивных форм жизни, например, с камня.

ВОПРОС. И кому это грозит?
ОТВЕТ. Безнадежно испорченным людям.
ВОПРОС. Но кто же считает себя безнадежным? Зачем устрашать дном творения?

ОТВЕТ. Бог никого не устрашает, Он только объясняет через пророков, что к чему.

ВОПРОС. Слова пророков каждая религия толкует на свой лад.

ОТВЕТ. Эта эпоха заканчивается. Церквей и храмов не станет. Бог будет говорить с людьми напрямую через сердце, минуя посредников.

ВОПРОС. И сикхских гурдвар не будет?
ОТВЕТ. Не будет.

ВОПРОС. Но почему Бог вводит свое прямое правление только теперь, не делал этого раньше?

ОТВЕТ. Потому что нужно было воспитать в людях самостоятельность и ответственность.

ВОПРОС. Разве теперь эти качества человечество выработало?

ОТВЕТ. Часть людей — да, большинство — нет. Но Бог рассчитывает, что с помощью первых сумеет сохранить часть остальных и выработать в них необходимые для будущей жизни качества.

ВОПРОС. Вы сказали — сохранит часть людей, а что будет с другой частью?
ОТВЕТ. Она возвратится в зародышевое состояние.
ВОПРОС. То есть для них это будет конец света?

ОТВЕТ. Религия сикхов не говорит о конце Света, наоборот, о его постоянном росте и расширении. Сейчас наступило время, когда на землю хлынул мощный поток Света. Человечество переходит из возраста юности к зрелости.