Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
Кришна Печать E-mail

Лики этого бога можно встретить в Индии повсюду, от храма до маленькой лавчонки, торгующей сувенирами. Здесь бронзовый Кришна в традиционной позе играет на флейте. На плакате в какой-нибудь дорожной харчевне он мчится на колеснице рядом со своим другом и учеником Арджуной. В книжном магазине можно увидеть Кришну на панно танцующим с гопи-пастушками или скрывающимся от них на верхушке дерева.

Наш путь из Дели в Агру лежал через Матхуру, где по преданию родился Кришна, и Вриндаван, где он предавался утехам любви со своими поклонницами. Дорога от современной индийской столицы до города Агры, который был столицей в эпоху Великих Моголов, наверное, лучшая автострада Индии. И уж во всяком случае, наиболее напряженная. Потоки транспорта временами напоминают Дели. Когда смотришь по сторонам, ощущение такое, что все двести километров пути Агра — Дели сплошной город. Ехали мы это расстояние часов семь, часто останавливаясь из-за возникавших транспортных пробок.

Матхура и Вриндаван — по существу, один городской конгломерат, как нам сообщили, с пятью тысячами храмов, посвященных самому любимому богу Индии. Главный храм в Матхуре расположен на месте рождения Кришны. Нигде, даже на территории знаменитого Тадж-Махала мы не подвергались столь строгому полицейскому досмотру. Мало того, что нас осмотрели приборы и ощупали руки полицейских, было предложено сдать все видеокамеры и фотоаппараты. Колыбель любви, по полученной нами информации, не однажды пытались подорвать террористы. Зачем?

Главное помещение храма расписано картинами из жизни прекраснолицего синекожего бога, скульптурное изображение Кришны вместе с таким же его жены Радхи помещены в глубине храма, а перед ними расположилась группа молодых парней-музыкантов. Они играли и пели. Можно было услышать знакомое «Харе Кришна». В Индии сложено много песнопений в честь Кришны, как объяснили нам, не только та мантра, которую повторяют европейские и русские кришнаиты. Попутно мы узнали, что кришнаиты Европы и поклонники Кришны в Индии — это совершенно разные понятия. Кришна в Индии — народный бог, бог жизни, радости, любви. А движению кришнаитов в европейском мире положил начало религиозный деятель Прабхупада, который перевел знаменитый идуистский трактат Бхагавадгиту с санскрита на английский. Позднее этот английский перевод был, в свою очередь, переведен на русский и теперь «Гита, как она есть» (таким подзаголовком снабжен перевод Прабхупады), известна в России гораздо шире, чем Гита, как она есть, без кавычек.

 

В переводе Прабхупады Гита обросла комментариями, раз в десять превышающими по объему первоначальный текст. При этом многие трудные места, над которыми до сих пор бьется философская мысль Индии и мира, предлагается понимать в строго обозначенном Прабхупадой смысле. И вообще Гита в трактовке Прабхупады из философского текста превратилась в религиозный, канонический. Утеряна свобода и глубина первоисточника.

У нас в России имеется великолепный перевод Гиты, сделанный академиком Смирновым. Там тоже немало разъяснений трудных мест, но они сопоставляют различные взгляды на проблемы. Комментарии Смирнова — тонкие прикосновения к уму и сердцу читателя, тогда как Прабхупада своей трактовкой Гиты втискивает ее в жесткие рамки своего религиозного понимания знаменитого текста.

Среди других переводов Гиты на русский язык следует упомянуть работу А. Каменской. Мне приходилось участвовать в переиздании этого перевода в начале 90-х годов. Сличая труд Каменской с переводами Б. Смирнова и Прабхупады, я мог оценить глубину и тонкость проникновения русской переводчицы в текст «Божественной песни», лаконичность ее комментария. Впрочем, и перевод Прабхупады имеет свои достоинства. Среди них, прежде всего, отметим наличие санскритского первоисточника и русского подстрочника к нему, что дает возможность читателю самому вникнуть в мысли «Божественной песни». Приходится так подробно останавливаться на «Бхагавадгите», потому что именно Бхагавадгита вывела индийского бога Кришну из стен национального пантеона Индии к всеобщему вниманию. Здесь, в этом небольшом сравнительно тексте бог Кришна, отвечая на вопросы своего друга Арджуны, дал такие глубокие ответы на кардинальные вопросы бытия, которые и не снились европейской философской мысли.

Но вернемся в храм Матхуры. Нигде нам не приходилось слышать столь своеобразных песнопений, имеющих религиозную окраску. Это были мелодии веселые, искрящиеся, воспевающие земную жизнь со всеми ее утехами, прежде всего чувственными. Это были песни в честь молодого Кришны, когда он сам познавал жизнь, прежде чем учить познанию мудрости других.

Проблема чувственной любви до сих пор загадка для христиан. Почему способ продления человеческой жизни является грехом? Как размножались люди до того, как была создана из адамова ребра Ева, а затем состоялось человеческое грехопадение? Почему древо греха названо одновременно древом познания добра и зла? Над этими вопросами мы не задумывались в те времена, когда воинствующие идеологи атеизма Емельян Ярославский и Иосиф Крывелев лихо доказали, что Библия не что иное, как сборник небылиц, придуманный создателями опиума для народа. Но сегодня, когда даже наши президенты отстаивают службу в церквах, целуют крест и Библию, мы вправе вновь и вновь задуматься над библейскими проблемами. И я поговорил на эту тему с ученым брамином в городе Аллахабаде. Вот его мысли.

— В вашей Библии в книге Бытия утверждается, что Бог создавал человека по меньшей мере три раза. В первой главе, в стихах 27 и 28 сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею...» А в следующей главе Библии говорится, что отдохнувший на седьмой день Творения Бог увидел, что «не было человека для возделывания земли... И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». И, наконец, третий акт сотворения человека описан в стихах 21 и 22 второй главы книги Бытия: « И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку».

Если понимать все сказанное Библией буквально, то действительно, получается элементарная неувязка, как мог Бог благословить человека «на размножение» в шестой день Творения, ведь в ту пору жены у него не было.

— Но в ваших Ведах и Пуранах тоже немало всяких неувязок, — возразил я.

— Конечно, — согласился брамин, — все священные книги мира созданы в расчете на то, чтобы они были додуманы человеком. Иначе теряется смысл свободной воли, воли к самостоятельному размышлению и творчеству, которую Бог вложил в человека. Человек не может быть попугаем, без раздумья повторяющим священные тексты.

— Как же вы объясните эти неувязки Библии?

— Наша философская мысль тоже полагает, что человек на самом деле создавался не однажды. И еще не однажды будет пересоздаваться. Мир, как и человек, действительно, сотворен Богом, и в того, и в другого вложена Божественная мысль, но мысль не статичная, движущаяся. Вершиной мысли Бога является человек. Вначале он — ангел, эфирное создание, несмышленое дитя, полностью повинующееся воле Господа, подобно тому, как маленький ребенок целиком зависит от матери. Потом его тело с помощью Бога отвердевает, наливается мускулами для того, чтобы человек мог трудиться. Эту фазу акта творения ваша Библия пояснила словами: «И создал Господь Бог человека из праха земного». В этой второй фазе человек еще одновременно мужчина и женщина, как и в шестой день Творения, то есть он — андрогин. И размножение его происходит методом почкования, как это сохранилось у некоторых низших организмов. Идея разделения полов — Бог взял у Адама «одно из ребер его» — как раз отголосок древнего метода.

— А как согласуется индуистская концепция Сотворения с идеей грехопадения?

— Никак. Это чисто человеческая идея, возникшая из недопонимания смысла последней фазы Творения. В Божественном замысле грех, как таковой, отсутствует. Смотрите, что сказано в Библии: «Но знает Бог, что в день, когда вкусите их (плоды с древа познания), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Неужели познание может быть грехом?

— Выходит, по-вашему, греха нет?

— Да, греха нет, есть человек, вступивший из праха земного в новое состояние и далеко не всегда умеющий различать добро и зло в силу своего младенческого возраста.

— Что же, и Библия младенческая сказка?

— Библия — мудрая книга. Ее писали большие умы, но для людей, находящихся в детском состоянии. Нужно было внушить с помощью запретов мысль об осторожном расходовании энергии любви.

В Индии, как, впрочем, теперь и в России, на каждом шагу можно купить «Камасутру» — учебник земной любви — трактат возрастом не в одно столетие. Там все мыслимые и немыслимые любовные позы с комментариями. Интересно, что книга распространяется в стране, где порнографической литературы европейского пошиба, а также домов терпимости не увидишь. И где разводы, как уже сообщалось, явление весьма редкое.

В штате Орисса на восточном побережье Индийского океана есть храмовые сооружения, покрытые барельефами со сценами совокупления. Казалось бы, даже слова «храм» и «совокупление» несоединимы. Но воистину, Индия — страна парадоксов. Парадокс здесь понимают, как противоположные грани Истины. Фривольные, с нашей точки зрения, барельефы служили, по словам индусов, в свое время совсем не для развращения садху — служителей Бога, а для возбуждения половой энергии и последующей ее сублимации в божественную.

 

В городе Дхарамсале мы вместе с группой англичан беседовали о проблемах пола с монахом-буддистом. Привожу выдержки из беседы.

ВОПРОС. Что вы можете сказать о методе Зигмунда Фрейда, положившего в основу науки о сознании человека его сексуальное влечение?

ОТВЕТ. Что это очень односторонний подход. Сознание человека — слишком сложное явление, чтобы базироваться на столь неглубоком фундаменте, как секс. И сексуальной энергии, как самостоятельной, тоже не существует; она лишь один из ручейков единой мировой энергии, проходящей через все царства природы, в том числе через человека. Конечно, инстинкт продолжения рода могучий импульс, действующий в каждом живом существе, но, повторяю, сводить все к нему было бы ошибкой.

ВОПРОС. Поясните прохождение мировой энергии через человека.

ОТВЕТ. В индуизме и буддизме человека принято рассматривать как призму, через которую проходит солнечный луч. Подобно тому, как в призме этот луч разлагается на семицветную гамму от красного цвета до фиолетового, так и всемирная энергия, двигаясь по человеческому телу, делает семь главных остановок или завихрений, они называются чакрами. В первой чакре энергия управляет теми процессами, которые формируют человеческое тело и его потребности, вторая чакра управляет сексуальным влечением, третья — личностными наклонностями человека и его устремлениями: честолюбием, волей к власти и другими качествами, четвертая... (Монах на некоторое время замолчал и после объяснил причину молчания. — Ю. К.) Я подыскиваю слова, чтобы лучше объяснить вам прохождение мировой энергии через четвертую чакру человека. Эта чакра — сердце, в ней располагается наш дух. Когда земля проходила три первых цикла своего развития, дух концентрировался поочередно в первых трех чакрах, формируя тело, душу, их влечения и все то, что составляет личность. Теперь задача состоит в том, чтобы сформировать то качество, которое называется у вас любовью.

ВОПРОС. А у вас это принято называть по-иному?

ОТВЕТ. Да, ваши европейские определения любви очень отличаются от наших. Например, у вас говорят: займемся любовью, имея в виду секс. У нас чувственное влечение называется Кама, а любовь — бхакти. Смешение этих двух понятий считается недопустимым.

ВОПРОС. Вы говорите как монах или как мирской человек?

ОТВЕТ. Я говорю и как монах и как мирской человек. Каму и бхакти нужно строго различать, потому что задача человека преобразить каму в бхакти. Такое преображение именуется тантра.

ВОПРОС. У нас многие заговорили о тантре, как о разумной трате сексуальной энергии, появились книги на тему тантры. Что вы можете сказать об этих книгах?

ОТВЕТ. Мне приходилось читать книги европейцев, кое-что слышавших о тантре, а также сочинения некоторых восточных людей, называющих себя даосами, тибетскими ламами, ринпоче, которые учат вас, как продлить сексуальное удовольствие, не слишком растрачивая при этом половую энергию. Это примитивное понятие о тантре.

ВОПРОС. А чем является тантра для вас?

ОТВЕТ. Я уже сказал вам, что я — монах, и мое понятие о тантре не для большинства людей. Если же говорить о тантре для мирского человека, то основа в ней поклонение женщине, как богине. В этом суть тантры. Сейчас на Западе много говорят о Шакти, о Тарах, но при этом забывают, что нельзя любить Бога и не любить человека, мужчине — женщину, женщине — мужчину. Именно любить Божество друг в друге.

ВОПРОС. Но это же азбука жизни!

ОТВЕТ. Конечно, азбука. Но вместо того, чтобы учиться по ней складывать буквы в слова, вы стремительно возвращаетесь к первобытной безграмотности. Вы отрекаетесь в вопросах любви от своего прошлого. Вспомните рыцарский культ Прекрасной Дамы, галантный XVIII-й век, вспомните замечательные русские романы и стихи о любви, созданные в XIX-м веке. Куда все делось? Экраны телевизоров плавятся от трения обнаженных человеческих тел. Разве это можно назвать любовью?! Я не зову к монашеству. Я призываю вас, выражаясь языком вашего Фрейда, к сублимации любви. Иначе — гибель.

ВОПРОС. О чем вы?

ОТВЕТ. О том, о чем предупреждали ваши библейские пророки. Я дополню их мысли нашим буддийским пониманием происходящего. Мне приходится бывать в Америке и в Европе, случалось посещать Россию. Всюду широко распространилась так называемая сексуальная революция. Вы ссылаетесь на то, что у нас, в странах Востока, половая свобода практикуется с давних пор. Но наша свобода — полная противоположность вашей разнузданности. Она рассматривает сексуальные отношения, как божественные, а вовсе не как грех. «Камасутра» — не пособие для публичных домов, но трактат о супружеской любви. И тантра дана богами для возвышения человека к Богу, а не для наилучшего удовлетворения страстей. Возвращение к примитивному промискуитету, которое наблюдается сегодня у вас, ведет к массовому вырождению человечества. Вы это сами видите на каждом шагу. Речь идет не о той обычной смерти, которая ожидает каждого и нас и которая в конце концов оборачивается новым воплощением. Речь идет о Большой Смерти. Вы ее называете концом Света, мы — окончанием очередного Цикла, который убирает с лица земли многих людей, как вредный сор. И Будда, и Христос говорили о нечестивых, которым не окажется места на новой земле под новым небом. Главное же нечестие для человека — отсутствие любви. Человек отказывается от той силы, которая связывает его с другим человеком, с миром, с Богом или подменяет эту силу похотью. Любовь — это закон всемирного тяготения Ньютона. Когда человек уходит из-под власти закона, все в нем рассыпается.

ВОПРОС. У нас сегодня очень многие говорят о том же, что и вы...

ОТВЕТ. Да, говорят. И просят, и плачут, и вымаливают любовь у Бога или у людей. Но откуда же придет любовь, если все ее просят, но никто не дает.

ВОПРОС. Любовь посылает Бог. Разве это не так?
ОТВЕТ. Бог — это мы. Все человечество.
ВОПРОС. Как практиковать тантру нам, немонахам?

ОТВЕТ. Старайтесь делать то, что делал Кришна — взбирайтесь на самую верхушку дерева любви.

ВОПРОС. А если не получается? Если падаешь?
ОТВЕТ. Старайтесь это делать еще и еще.

Лама говорил тихо и медленно, но в каждом его слове чувствовалась сосредоточенная энергия. Я уже знал, что многие тибетские ламы отлично разбираются не только в буддизме, но и в других религиях. Этот лама удивлял своим глубоким пониманием сегодняшних реалий западной жизни.

ВОПРОС. Буддизм называют атеистической религией. Возможна ли религия без Бога?

ОТВЕТ. Подобная религия невозможна.
ВОПРОС. Но ведь это так — в буддизме нет понятия Бога.

ОТВЕТ. Да, такого выражения у нас нет, поскольку бесплодно рассуждать о Том, кто создал законы Мироздания. Законы существуют не для того, чтобы о них рассуждать, но для их выполнения. Кроме того, в буддизме существует понятие Учителя, у нас это Будда, у вас Иисус Христос. Что бы ни говорили мы о Боге, как бы ни пытались понять Его, наши познавательные границы никогда не простираются дальше того, что дали Будда, Моисей, Христос, Мохаммед. Они были Учителями человечества и огласителями законов Бога. Вспомните, Иисуса Христа ученики называли не Богом, но «рабби» — Учителем.

ВОПРОС. Значит ли это, что Бог непознаваем?

ОТВЕТ. А разве кто-либо на земле или в иных мирах отважится сказать, что он познал Истину, то есть Абсолют? Мы в состоянии познать лишь грани Абсолюта и то лишь с помощью тех, кто познал наибольшее количество Его граней, — с помощью Учителей.

Ступени тантры

Ты весь еще на взлете, не упал,
еще спешишь огнем любви обжечься,
склоняешь губы к дорогим губам,
спускаешься в расщелину блаженства.

И в миг, когда лукавая луна
к последней позовет короткой битве,
ты вдруг замрешь, затихнет и она,
и оба остановитесь в молитве.

Как долго жизнь к такой любви звала,
где миг и вечность слиты воедино,
где все уходит: мысли, и слова,
и время, и пространство, и седины.

Приходит в сердце самый главный взлет,
когда, в объятья даже не бросая,
любовь двоим непобедимо шлет
свои неизреченные касанья.

Я посвятил немало сил и фраз
любви земной, но ведь она — подножье
той, что являет творческий экстаз,
преображенье временного в Божье.