Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
НАСИР ХОСРОВ (1004-1088) Печать E-mail

Полное имя таджико-персидского поэта и философа-мистика – Абу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кабадияни аль-Марвази.

На годы жизни поэтов-суфиев наверняка обратят внимание читателя на тот факт, что все они, или почти все жили долго. Рабийя – 83 года, Рудаки – тоже 83, Аттар – 76, Саади - 88, Ибн Араби- 75, Эмре – 81, Хомейни – 90. Список можно продолжить.

В европейской, а также в русской поэзии прослеживается иная закономерность. Среди крупных поэтических фигур долгожителей – единицы, многие заканчивали земной путь в 37 лет, а то и раньше.

Я не склонен объяснять этот факт разницей в группах крови. Тем более, работая над переводами французских поэтов XII-XX вв., обнаружил, что некоторые, даже самые поздние из них тоже жили долго: Поль Клодель(1868-1955), Пьер Жув (1887-1976). Сен Жон Перс (1887-1975), Гильвик (1907-1997), Рене Шар (1907 -1988). Перечисленные стихотворцы испытали сильное влияние восточной философии и поэзии, не обязательно суфийской. Рене Шар, например, тяготел к японским хокку. А «восточная ментальность» проповедует в жизни и в творческой работе принцип православных старцев-долгожителей: «Да будет воля Твоя!» Так что читатели могут сделать вывод относительно долгожительства сами.

Вернёмся к Насиру Хосрову. Он тоже долгожитель, прожил 84 года. В те времена средний возраст мужчин и на Востоке и на Западе не превышал сорока лет.

Хосров известен не только поэт, но и как философ, теоретик исмаилитской версии ислама. В поэзии мастер касыды – оды или нравоучительной баллады. Поучения Насира Хосрова звучат свежо и актуально и в наши дни. Например, при взгляде на современную политику некоторых стран невольно приходят в голову строки средневекового суфия:

Беда тому, кто груз на горб взвалил,

Когда в коленках не хватает сил.

Или, кто регулярно смотрит телевизионные политические шоу, не может не вспомнить другую цитату из Насира Хосрова:

Когда тебя втянули в скачку спора.

Не горячись – подломишь ноги скоро.

О ПОЭТАХ - ЦАРЕДВОРЦАХ

Не трать на низость похвалу,

Как те, кто гимн поёт ослу.

Коль о деньгах одних печёшься,

От назначенья отречёшься.

Тебе заплатит шах за ложь,

Но уваженья не вернёшь.

Льстецы тебя поздравят хором,

Зато покроешься позором.

Хотя бы раз вильнёшь хвостом –

И не отмоешься потом.

Не верит человек поэту,

Чей голос куплен за монету.

Итак, вдали себя держи

От лицемерия и лжи.

Удел поэта – сеять правду,

Лелеять ясность и отраду.

Эмиром слова будь, поэт.

Твой постоянный спутник - Свет.

ТЫКВА И ЧИНАРА

С чинарой рядом тыква расцвела

Плетьми у дерева все ветки оплела.

С улыбкой спрашивает: «Сколько тебе лет?»

«Лишь двести», – слышит дерева ответ.

Смеётся тыква над подругою своей:

«Тебя догнать мне двадцати хватило дней.

Вдвоём растём, но непохожие пути.

Невесело, наверно, медленно расти?»

«Дождёмся холодов, –чинара говорит, –

Тогда оценим разные пути и общий вид».

* * *

Труд – жизни смысл, но не берись трудиться,

Когда не знаешь дела или дело не годится.

* * *

Избыток юных сил придерживай замком

И помни: тебя мать своим вспоила молоком,

Отец взрастил для жизни молодые крылья.

Не стань самовлюблённым мотыльком.

* * *

Живи для мира, не заботься много себе –

Познаешь счастье в собственной судьбе.

* * *

Когда отстаиваешь в споре правоту,

Не горячись – и не споткнёшься на ходу.

* * *

Два дурака друг другу не помогут,

Хотя дружить между собою могут.

В конце концов враждой закончат дружбу

И каждый выберет не лучшую дорогу.

 
Последние статьи