Хотя отцом персидской суфийской поэзии принято считать Рудаки, но у неё была и «мать», которая родилась на полтора века раньше, великая святая исламского мира Рабийя аль-Адавия аль-Басри
– в переводе «сладостная». О ней сохранились легендарные сведения; стихи же ее, если она их вообще писала, не сохранились. Единственное свидетельство поэтического творчества Рабийи принадлежит суфийскому поэту 12-го века Фаридаддину Аттару, который цитирует несколько ее стихотворений.
Но главным в жизни Рабийи стала отнюдь не поэзия. Она, женщина ислама, где права прекрасного пола строго регламентированы шариатом, прославлена в мусульманском мире как одна из основателей самой сокровенной ветви исламского древа – суфизма.
Родилась Рабийя в Басре (ныне иракский город с двухмиллионным населением) в очень бедной семье. Рано лишилась родителей, она была продана в рабство и несколько раз меняла хозяев. Один из них, пленённый простодушной набожностью рабыни и её врождённой этикой, дал ей вольную. Освобождённая от рабства Рабийя своей искренностью и преданной любовью к Аллаху заслужила громадное уважение горожан, стала героиней множества легенд и мифов. Её вспоминают как человека, полностью отрекшегося от земной жизни. Руки святой женщины просил эмир Басры Мухаммед бин Сулейман и множество других именитых сограждан. Ответ был неизменен: она знает единственного мужчину – Бога.
Современником Рабийи был другой великий аскет ислама Хасан аль-Басри, на проповеди которого она регулярно ходила. Однажды Хасан задержал проповедь. Его спросили – почему?
Святой ответил: «Жду Рабийю. – И добавил. – Какую бы мудрость я ни сообщал вам, она приходит из сердца Рабийи».
Согласно другой легенде, когда святую спросили о любимом блюде, она ответила: «Финики. Но я не съела в жизни ни одного, потому что слуга Возлюбленного (Бога), питаюсь лишь тем, что Он пошлёт. Он же мне ни разу не посылал фиников».
В исламском мире популярна ещё одна притча: «Рабийю спросили: «Любишь ли ты Бога?». Она ответила: «Кто же Его не любит». – «А ненавидишь ли сатану?»
Ответ был таков: «Я настолько люблю Бога, что в моём сердце нет места для ненависти».
Великий суфийский авторитет Джелаладдин Руми приводит чисто суфийский рассказ, свидетельствующий о необычайных умственных способностях Сладостной.
«Однажды ученики увидели Рабийю, что-то ищущую во дворе собственного дома.
– Что вы ищите, Сладостная? – спросили они.
– Какое это имеет значение? Просто ищу. Если можете, помогите.
Ученики засмеялись:
– Вам, уважаемая Рабийя, наш вопрос показался неуместным, а нам - Ваш ответ. В чём конкретно мы можем помочь, если не знаем, что Вы ищите?
– Ну, хорошо, скажу вам: я ищу иголку, которую давно потеряла.
Ученики резонно заметили:
– Двор велик, иголка очень маленькая. Не могли бы вы точно припомнить, в каком месте двора потеряна иголка?
– Снова неуместный вопрос! Я ищу, а вы пристаёте ко мне с разными отвлекающими от дела мелочами!
Ученики оторопело смотрели на свою духовную наставницу:
– Рабийя, мы вас очень любим и ценим, но боимся, не помрачился ли ваш светлый ум?
На что знаменитая наставница заявила:
– Мой ум в полном порядке. Если же вы столь недогадливы, чтобы понять меня, раскрою вам небольшую тайну: иголку я потеряла не во дворе, а в собственном доме.
–Зачем же тогда мы ищем здесь?
Рабийя посмотрела на закатное солнце, бросавшее последние лучи во двор.
– Здесь ещё светло, а в доме уже ничего не видно.
Тут уж ученики совсем запутались в логике Рабийи, они молча, с растерянными улыбками поглядывая на свою учительницу.
Рабийя рассмеялась:
– Какие же вы непонятливые! Я вам даю очередной урок. Все мы ищем суть жизни вне дома. А наш дом – наша собственная душа, которая для большинства людей сплошные потёмки».
Далее Руми разъясняет смысл притчи, напоминающей коаны китайских чань-буддистов. Все люди, за редким исключением, ищут богатства, почестей, славы, книжной мудрости, в лучшем случае – помощи Бога как некоего восседающего в небе всесильного мудреца. То есть всё наше внимание, все наши искания обращены, как правило, на нечто овеществлённое, внешнее, тогда как ответы на все вопросы, как и ключи человеческого счастья находятся в каждом из нас – в глубинах нашего собственного сердца.
Сама Рабийя, по свидетельству современников, была именно такой – приветливой, радостной, отзывчивой при абсолютной внешней бедности, безбытности и обездоленности.
СЛОВА РАБИЙИ, СКАЗАННЫЕ В ЭКСТАЗЕ
О если б мой восторг с людской смешался кровью,
Сердца на всей земле дышали бы любовью!
ЕДИНСТВЕННОМУ ДРУГУ
Душой тоскующей, когда бывает туго,
Могу утешиться я с неизменным Другом –
С одним Тобой, а тело отдаю
Тому, кто понимает суть мою.
Но сердце, кровь, душа и даже тело
Тебе лишь одному принадлежат всецело.
ДВЕ ЛЮБВИ
Живут во мне два чувства, две любви.
Одна – ищу любовные касания Твои.
Ты шепчешь: «Приключится безысходность –
Я помогу тебе, ты только позови».
Любовь другая – не ищу Тебя нигде,
Но благодарна счастью и беде.
Всё в жизни принимаю как подарок.
Шепчу сама: «Я помогу Тебе везде».
Заканчиваю плыть земной рекой,
Ни в той не преуспела, ни в другой.
ЕМУ ЛИШЬ ПОДЧИНИСЬ
Ты говоришь о том, что любишь Бога,
Но душу манит иногда не та дорога.
Уж если любишь, чувства, мысли, плоть
Ему лишь подчини светло и строго.
МОЛИТВЫ РАБИЙИ
* * *
О Боже, если завтра в День Суда,
Ты в ад меня отправишь навсегда,
Открою я Тебе такую тайну:
Не примет меня дьявол никогда,
Ведь ад предполагает разделенье,
Разлуку и мучительное тленье,
А нас с Тобой ничто не разлучит–
Ни ад, ни Рай, ни светопреставленье.
* * *
Когда люблю Тебя из страха в ад попасть,
Испепели меня – готова я пропасть.
Когда о Рае лишь все помыслы мои,
Оттуда изгони Ты душу Рабийи.
Из Рая изгнанная, поклонюсь я чуду,
Что чувствую Тебя всегда и всюду.
В аду же мучаясь, печально закричу:
«Я так Тебя любила, за что теперь плачу?!»
ГОЛОС ОТВЕЧАЕТ НА МОЛИТВЫ РАБИЙИ
Был Голос мне: «Достаточно сомнений.
Да будут мысли обо Мне чисты от подозрений.
Я допустил тебя к Огню Своей души
Не для того, чтобы затем Огня лишить».
ОТВЕТ РАБИЙИ ГОЛОСУ
Могу Тебе лишь то, что говорила, повторить:
Я сердце, душу, плоть Тебе готова подарить.
Мне никуда от Твоего Присутствия не деться.
Прими мой дар единственный или пустое сердце!
|