Известная французская поэтесса, которую считали ярким представителем романтизма. Верлен назвал её «единственной талантливой женщиной своего века и всех времён», а также включил стихи Марселины Деборд Вельмор в антологию «Проклятые поэты». Два томика поэтессы находились в библиотеке Пушкина, о ней писали Арагон и Стефан Цвейг, ею интересовался Ницше, высоко ценили Волошин и Пастернак.
Поэтесса трагической судьбы, пережившая смерть троих детей, многие другие удары судьбы, сумела сохранить такой неистребимый потенциал любви, такую нравственную чистоту и искренность, что посетившее её чувство, привычное многим поэтам и названное ими словом «сплин», для неё – катастрофа ( см.стихотворение «Безразличие»). Быть безразличной для Марселины «ужас», «смертный грех», погасший луч души.
Стихи француженки – поистине золотой фонд мировой любовной лирики, можно сказать , образец «женской поэзии». Они отличались большой музыкальностью, потому целый ряд её стихотворения был положен на музыку композиторами XIX — начала ХХ веков. И сегодня известные современные певцы Франции исполняют песни, положенные на ее стихи.
ГНЕЗДО ОДИНОЧЕСТВА
Взлетим, душа моя, куда-нибудь с тобою
В распахнутое небо голубое.
И не вернёмся в дом земной, пока
Мечту не обретём, что скрылась в облака.
Я на земле тоскую днями и ночами.
Так хочется побыть в затворе и в молчанье.
Быть может, где-то там, в соседстве со звездой,
Себе совью я одиночества гнездо.
Здесь тяготят меня унылые картины,
Здесь память вяжет мне назойливая тина
Запятнанных имён и горестных измен.
Ты загнана, заключена в тоскливый плен.
Взлетим, душа моя, куда-нибудь с тобою
В распахнутое небо голубое,
Пусть золотой навеет сон молчания река
И та мечта, что скрылась в облака.
ВОСПОМИНАНИЕ
Он канул навсегда в больную полутьму,
Мне бросив взгляд тяжёлый и колючий.
Как выстрелом по сердцу моему
Захлопнул дверь. Но образ самый лучший
Иконой до сих пор сияет для меня
Огонь его божественных касаний,
Его посланья нежными глазами…
Он не любил меня, увы, любила я.
ЗАРНИЦЫ-МОЛНИИ
Сколько чудных легенд рождено их сияньями древними.
Сколько сброшенных гнёзд обгорелых лежит под деревьями
Сколько лилий и роз, в небеса не вернувшихся птиц
Пропадает повсюду от вспышек прекрасных зарниц.
Но рождённый в опасностях, в горьких слезах и в крови
Мир тоскует всегда по зарницам любви.
ВЕЧЕРНИЕ КОЛОКОЛА
Закат багровый ветер предвещает,
Колокола разлуку обещают,
Ударами прощальными звеня.
Не забывай меня.
Те звуки и печальны и тягучи.
Всё гуще, всё темней над нами тучи
В последних сполохах закатного огня.
Не забывай меня.
Вечерний звон похож на зов тревоги.
Пускай тебе в пути помогут боги
Лучами солнечными завтрашнего дня.
Не забывай меня.
Колокола грустят, пока с тобой в разлуке,
Но возвратишься ты – иными станут звуки,
Тебя приветствуя, волшебно зазвенят.
Не забывай меня.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Бывает, нас охватывает вдруг
Какой-то непонятный нам недуг.
Нет видимой причины или раны,
И слёзы не бегут, но чуем ужас странный.
Ещё не ведаем на тонущих судах,
Откуда к нам приходит смертный страх.
И важно ль это? Беды дышат всюду.
Темно внизу, вверху не веришь чуду…
Бредешь, не полагаясь на себя.
Ты не любим, и смотришь, не любя,
На проходящих отключённым взглядом.
Чужие чувства, что теснятся рядом,
Не трогают, они уж не для нас.
В душе твоей последний луч погас.
|