Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
Пьер Жув (Pierre Jean Jouve) (1887-1976) Печать E-mail

Французский поэт, прозаик, переводчик, автор эссе. Был хил здоровьем от рождения, что не помешало перешагнуть 90-летний порог.

Объединял в своём мировоззрении католицизм с мистикой, толстовством, и психоанализом Фрейда. Столь причудливый духовный симбиоз вовсе не результат книжной всеядности поэта, но итог духовного озарения, пережитого Жувом в возрасте 38 –ми лет.

В результате религиозного перелома поэт обратился не столько к догматическому богословию, сколько к откровениям мистиков европейского средневековья (Франциск Ассизский, Иоанн де ля Крус, Екатерина Сиенская), к религиозным исканиям предшественников: Кьеркегору, Бодлеру, Нервалю.

Был убеждённым пацифистом, смысл жизни видел в любви и сострадании к людям. Годы Второй мировой войны находился в Швейцарии в эмиграции, где писал стихи и статьи, составившие, как говорят биографы, «основу интеллектуального Сопротивления Франции». После освобождения страны от гитлеровского гнёта Шарль де Голль назвал Пьера Жува «уникальным переводчиком французской души всех последних лет».

В заключительные годы жизни писал стихи, романы, мемуары, проникнутые тревогой о надвигающемся Апокалипсисе.

КУСКУ ТКАНИ

Тебя я вижу вновь натянутым, как парус –

Большое полотно без складок, без морщин.

Дрожишь на древке, сдерживая ярость,

Ждешь боя и присутствия мужчин.

Ты цвета разного. Есть цвет багряной розы.

Но это не касанья нежных лепестков –

То сквозь забытые чиновниками грозы

Марата не отмщённая струится кровь…

Есть белый цвет. Он, словно на картине

У старых мастеров, с заметной желтизной.

Смягчает жесткость ярко красных линий,

Теплит мороз и охлаждает зной.

А синий жёсток, беспощаден, светел.

Как небеса, где не увидишь дна.

Где в Божьи мысли посвящён лишь ветер

И где безгрешность царствует одна.

Три цвета есть объединённых Словом.

Напутствует и призывает ткань:

В бою упавший на колени, встань!

Поверженный, уверуй - ты не сломан!

В глазах мужчин, и женщин, и детей

Зажгись Глагол – начало всех Историй,

Сожги дотла все сгнившие устои,

Взорви железо вековых цепей.

Повелевает долг забыть любые страхи,

На жертве строится и выживает твердь.

Земля зовёт не забывать отваги.

Три цвета шелестят: Свобода или Смерть

НЕБО

Нет в небе ни границ, ни тяжести, ни воли -

единый дом, единая лазурь.

Взгляни в неё, там нет ни слёз, ни бурь.

Бескрайное Ничто, в нём ключ к земной юдоли.

Сиренам грусть усталый мореход,

как груз ненужный сбросит в их глубины –

И в радостный полёт умчится голубиный,

который уж давно его зовёт.

О, пристань вечная, желанный наш оплот!

МАНЕКЕНЫ

В самонадеянном Париже

Возникли всюду манекены.

Они уже прохожих выше,

Тверды, как каменные стены.

Не ведомо таким смятенье,

Не чуют нынешнего срама,

Накрытые рекламной тенью,

Увы, рогатого Нотрдама.

И Бог, и рыцарская юность

Для манекенов - день вчерашний.

Не мучают их мысли плюнуть

На пошлость с Эйфелевой башни.

По тем же городским бульварам,

Взгляд от земли поднять не смея,

Бродила в одеянье старом

С небес спустившаяся фея.

На окна мутные глядела,

В глаза ходячих автоматов.

Как уловить она хотела

Живой огонь ответных взглядов!

Молилась, чтоб созрели сроки

Для жизни юной и нетленной,

Где все парижские дороги

Согреты замыслом Вселенной.

* * *

Я, наконец, обрёл высокородную печаль,

С улыбкой породнив её в созвучном хоре.

Приходит ночь, отлив уходит в море.

Загадочна и неизменна даль.

Когда ты много отстрадал, поэт,

Ничто не тщетно, праха в жизни нет.

 

 
Последние статьи