Я сдержал слово, данное Фредди, — побывал в ашраме Калки-Аватара, находящемся на юге Индии, в селе Вардапальям штата Карнатака. Это примерно посредине между Мадрасом и Бангалором. Там проводится регулярное обучение желающих получить Мукти (просветление), которое, по словам руководителей ашрама, позволит человеку войти в следующий цикл развития нашей планеты. Немалое число россиян либо посетили сам ашрам и прошли обучение под непосредственным руководством Калки, либо с помощью его адептов сделали это в России. Мое пребывание в ашраме было кратковременным, всего лесять дней, я прошел там две ступени Мукти. Этого, конечно, мало, чтобы высказать свое суждение об ашраме. Поэтому я хочу предоставить слово своему другу, который был там не однажды и который среди тысяч россиян, посетивших Калки, первым получил полное просветление.
Он вдвое моложе меня. Назовем его Михаилом. Живет во Владивостоке. Предприниматель. Мы с ним ездили не однажды на Алтай и в Индию. В последней совместной поездке мы вместе провели в ашраме десять дней. После этого мой друг еще три раза ездил к Калки. Последний раз пробыл в ашраме 21 день.
И вот мы встречаемся с Михаилом, прилетевшим из Дели в Москву, — пятеро участников прежних семинаров Калки, прошедших Мукти (просветления) один, два и три раза. Как объяснил нам Михаил, то были подготовительные, тренировочные ступени к подлинным Мукти и Мокше (освобождению).
Мы слушаем Михаила.
— После третьего посещения ашрама я получил задание сесть на фруктовую диету, — рассказывает он, — сроком на полтора года. Потерял килограммов семь весу. Приезжаю в четвертый раз. Здесь уже собрались русские, американцы, шведы, немцы, всего человек тридцать. Поселили нас не в гостинице, а в домиках, которые расположены в саду лаборатории космической музыки. Помните такую?
Вспоминаем уединенное поселение в горах, в ста километрах от Ченная (Мадраса). Классы для медитаций, несколько жилых домов, хорошо оборудованная студия аудиозаписи, где идеальная тишина и вся музыкальная Индия записывает уникальные компакт-диски.
Михаил продолжает рассказ.
— Я жил в комнате с атаманом украинского казачества, гетманом. Снова, как в прежние приезды, повторение сутр, чакрамедитации, распев мантр. Еда четыре раза в день, чего душа пожелает. Это меня удивило. Спрашиваю дасов (монахов-помощников Калки): после фруктовой-то диеты, зачем такое изобилие? Смеются: чтобы желудок расстройством прочистить. Ладно, ем, но с опаской, чтобы не перегрузиться.
День едим, два, три, неделю… Начинаем нервничать, спрашиваем, когда работа настоящая начнется, все же каждый по пять тысяч баксов заплатил за это последнее Мукти. Дасы отвечают: мантры поете? — «Поем». — «Чакры чистите?» — «Чистим». — «И помалкивайте, дышите в тряпочку». Мы начинаем бунтовать: требуем даршинга (встречи) с Калки. Нам отвечают: никакой встречи с Калки не предвидится, будете работать только с дасами.
— Как?! Было обещано, что нами займется сам Калки.
— Ничего подобного, с вами будут работать только дасы.
Мы начинаем ругаться. Но пока тихо.
Утром Ананда Гири (один из просветленных дасов) приглашает на дикшу (посвящение) Калки. Приходим. Калки, сидя в кресле, обводит нас, сидящих на полу, строгим взглядом, спрашивает на английском:
— Ну что, прибыли за просветлением?
Иностранцы согласно кивают головами. Мы тоже, после того как Герман (переводчик) переводит слова Аватара.
Калки обращается ко мне:
— Ну, вот ты, идиот, какое ты можешь получить просветление? У тебя столько навоза в голове, что за несколько воплощений не вычистить. А ты за две недели хочешь просветиться.
— Но вы же обещали…
— Обещать можно нормальным людям, но здесь, я вижу, собрались одни сумасшедшие. Вы меня поняли? — Калки обводит всех взглядом. — Вы все тут уроды и дебилы.
— Я начинаю закипать, но опять же сдерживаю себя, — улыбается Михаил. — Все-таки знаю из литературных источников, что экстремальные методы «провокации» широко применяются в эзотерических школах Востока, например, в даосизме или в чань-буддизме, когда учитель резким словом, а иногда даже палкой встряхивает спящее сознание ученика. Знаю, что и в России появился отечественный «даос» — Норбеков.
— В такой же манере, — продолжает свой рассказ Михаил, — Калки обращается к каждому участнику встречи. Все начинают «разогреваться». Через минуту из нас полезло!.. Всюду густо зависает русская, английская, шведская отборная ругань… Потом она внезапно стихает, дасы, а вслед за ними остальные участники дикши начинают петь мантры. Калки уходит на женскую половину. Оттуда тоже через некоторое время доносится дискуссия на повышенных тонах, визг, истерические выкрики… Женщины рассказали нам после, что многие из них вели себя, как бесноватые. Но в окрестности на несколько километров радиусом не живет ни одной души, так что все наши громкие сцены никого не беспокоят.
Затем следует несколько «тихих» дней медитаций и покаянной работы, уже знакомой нам по прежним Мукти. И новая встреча. Калки возлагает руки на двух своих дасов, те впадают в состояние «самадхи». Руки у них становятся ватными, как у кукол, глаза закрываются, голова падает на грудь. В таком состоянии оцепенения два других даса, пребывающих в обычном человеческом состоянии, подтаскивают обездвиженных коллег к семинаристам и начинают этими безвольными руками передавать состояние «самадхи» нам. Кроме того, предлагают всем проглотить какой-то шарик из теста, называется «сома». О соме я знал из ведических источников, что это напиток и, естественно, насторожился, почему шарик? Спрашиваю: можно мне не глотать? Посовещавшись с Калки, дасы отвечают — можно не глотать. Я сую шарик в карман. Смотрю на товарищей, у них соловеют глаза. Дасы подводят каждого кандидата на просветление к Калки, Аватар спрашивает: «Что ты хочешь получить от Мукти?» Отвечают по-разному — кто ждет просветления, кто денег, кто «Мерседес», кто новую квартиру. Калки без тени улыбки обещает каждому исполнить мечту, не забывая добавить: «Если ты об этом завтра вспомнишь». Я не прошу ничего. Нас разводят по комнатам.
Лежу на кровати в комнате. По соседству на своей кровати расположился гетман всея Украины, обладатель черного пояса по карате. Спрашиваю: ты что-нибудь чувствуешь? Он говорит: голова начинает кружиться. У меня с головой пока все в порядке, но тоже испытываю как бы некоторое вращение мозгов. Почему-то возникает мысль проглотить шарик. Будто кто-то говорит — проглоти. Против своей воли глотаю. Каждые пятнадцать минут в комнату заглядывают дасы, внимательно присматриваются к нам обоим. Как себя чувствуете? У меня начинаются странные явления, словно огненная спираль поднимается по позвоночнику, лезет в правое ухо. Чтобы избавиться от этого ощущения командую спирали лезть в левое ухо — такая странная мысль приходит в голову. Но спираль ввинчивается только в правое ухо. В голове толкутся разные мысли: «Все-таки прав Калки — я болван. Зачем нужно было ехать за тысячи километров, платить пять тысяч, чтобы наесться непонятных шариков! Максим, тебя провели, как последнего идиота».
Мы с гетманом выходим из дома, бродим по саду. Голова раскалывается, подташнивает. Не сомкнув глаз, бродим вдвоем в саду до утра. К утру голова немного успокаивается, хочется поесть, но чувствую, если поем, вырвет. Время от времени также чувствую, что за нами кто-то ходит, следит. Резко оборачиваюсь, вижу Ананада-Гири.
К вечеру почти прихожу в норму, а на следующее утро просыпаюсь в великолепном самочувствии. Радостно, солнечно, словом, полный кайф. Как будто с головы сбросили тяжкий груз. И ощущение, что я — не Михаил, что я нечто очень большое, охватывающее своим сознанием весь мир. А Михаил — это маленький мальчик, мой слуга, который, только я о чем подумаю, спешит выполнить каждое мое желание. Но мне-то в общем ничего не нужно, кроме огромного сияющего мира, который внутри и вне меня и который я люблю. И еще одна интересная мысль — я всегда знал, что я — не Михаил.
Входит Герман. Я рассказываю ему о своих новых ощущениях. Он благоговейно складывает руки на груди: «Благодари Калки». — «Какой Калки! Я сам Калки!»
— Мы на последней дикше-посвящении, — продолжает свой монолог Михаил. — Участники семинара рассказывают Калки о пережитом. Рассказ о моих переживаниях переводит на английский язык Герман. И, видимо, делает какие-то комментарии к ним, по поводу которых Калки тоже высказывает свои замечания Герману. Тот смущенно опускает глаза.
— Что он тебе сказал? — спрашиваю я Германа.
— Калки сказал, что просветление я получу последним.
— Почему последним?
Герман молчит.
— Я думаю,— говорит Михаил, — у каждого из нас, ищущих людей, есть свои особые проблемы. В процессе поисков накапливается избыток информации, складываются стереотипы, затрудняющие восприятие истины. Возможно, Калки говорил Герману что-то об этом. Он однажды заметил, что ему легче дать просветление простому крестьянину, нежели иному весьма образованному интеллигенту.
Теперь мы задаем вопросы Михаилу.
— Ты говорил, что люди приходят к Калки с различными просьбами, очень часто приземленного характера. И он никому ни в чем не отказывает. Исполняются ли просьбы?
— Большинство после Мукти забывают, о чем просили.
— Интересы становятся другими?
— Да, структура интересов после Мукти меняется.
— Что было в шарике, наркотическое вещество?
— Я тоже задавал этот вопрос дасам. Они сказали: нет, не наркотик — сома.
— Что такое сома?
— Они не сказали.
— Михаил, ты говоришь: после Мукти пришло осознание, что ты — не Михаил, а нечто большее. Но разве Калки не мог тебе объяснить это на словах, без всякой сомы, до Мукти?
— Мы задавали подобный вопрос Калки, — отвечает Михаил. — Калки сказал: без операции ничего сделать с нами не смог бы.
— Значит, это была операция?
— Операция.
— И ты после просветления почувствовал себя другим человеком?
— Нет, я остался тем же.
— Что же изменилось в тебе?
— Во мне разлепились большой Михаил и маленький. Я как бы впал в детство. В самом раннем детстве ребенок, едва научившись говорить, называет себя в третьем лице. В нем еще четко работает ощущение Божественного Присутствия. Он смотрит на себя глазами Антарьямина.
— Что такое Антарьямин?
— Внутренний Свидетель, Христос, то что, согласно христианской традиции называется Божьей Искрой. Помните, Иисус Христос говорил апостолам: будьте как дети. Калки говорит: нужно обрести в себе единство маленького ребенка. Единство личности и Антарьямина. Калки не очень нравится слово «просветление», он предпочитает говорить об обретении внутреннего единства.
— Обретение внутреннего единства и «разлепление» себя на большого и маленького… Как понять такое противоречие?
— В этом вся тонкость. Ребенок не разделяет себя и остальной мир. Он радостно открыт всему миру, плотному и тонкому, чувствуя себя его частью. В дальнейшем, создавая в себе личность, человек как бы слепляется с ней, отделяет себя от мира тонкого, а плотный пытается переподчинить личным интересам. Мир, естественно, не идет на это, и человек глубоко страдает. Вся жизнь подавляющего числа людей — сплошное страдание. Когда же человек сознательно возвращается к исходному единству (ребенок в таком единстве находится бессознательно), то обретает счастье, начинает жизнь без страданий. Вот к чему приходишь после получения Мукти.
— Но жизнь без страдания невозможна.
— Кто это сказал?
— Об этом говорил Будда, это показал своим примером Христос, страдая на кресте.
— Калки считает, что обоим Учителям приписывается то, чего они никогда не утверждали. Они учили освобождению от страданий именно путем обретения внутреннего единства, целостности. Жить без страданий — не значить жить без боли. Жить без страданий — означает осознание единой радостной основы мира даже в минуты боли. Самая большая боль ведет к наивысшей радости.
— Ты говоришь это сам или цитируешь кого-то?
— Это слова Иисуса Христа. Он сказал: радость есть особая мудрость.
— Михаил, ты же знаешь, Агни Йога не рекомендует никаких искусственных воздействий на психику.
— Если это делают не мастера. Я бы никогда не пошел на операцию, если бы однажды вечером не увидел на своей кровати бумажку со знаком Знамени Мира.
— Такую бумажку могли подсунуть дасы.
— Я никому из них не говорил о том, что иду по жизни путем Агни Йоги.
— Для тебя бумажка оказалась убедительным аргументом?
— Во время операции я всегда держал перед собой Лик Учителя.
— Он рекомендовал тебе пойти на операцию?
— Будем считать, так.
— А если это была бумажка от астрального лжеца?
— Если в голову лезет много всяких «если», не стоит вступать на реальный духовный путь.
— Но ведь в литературе описано много случаев, когда люди становятся жертвами разного рода видений и голосов из потустороннего мира. Или, если они вверяют свою психику операциям шарлатанов. Ты не боялся?
— Не боялся. Обмануться может всякий человек, даже если он придерживается проверенных веками религий.
— Но где же критерий?
— В сердце.
— А книги, наставники?..
— Нельзя позволять книгам и наставникам, даже самым замечательным, глушить мысли и желания, возникшие в сердце человека.
— Но ведь нас могут обмануть и собственные мысли и желания?
— Что ж, такой человек лишний раз лоб разобьет, в другой раз умнее будет.
— Умники, как раз чаще всего и попадаются в ловушки.
— Конечно! Если думают головой, а не сердцем. Не зря же старцы «Добротолюбия» настойчиво рекомендовали: «Сведи ум в сердце». Такие же советы дает Агни Йога.
— Михаил, если бы ты сейчас поехал к Калки, ты отдал бы ему пять тысяч долларов?
— За то, что со мной произошло, я отдал бы пятьдесят…
— Нам такую сумму за всю жизнь не собрать.
— Калки сказал — скоро операцию будут делать бесплатно наложением рук.
— Чьих рук? Кто будет делать?
— Просветленные. Когда их число достигнет шестидесяти тысяч.
— А пока дорогущие семинары?
— Калки строит целый городок, для того чтобы подготовить эти шестьдесят тысяч.
— Но если у человека нет денег?
— Тот, кто готов к просветлению, получит его и без денег. Надо только добраться до Индии.
— Наверное, есть. Но кто скажет, где оно?
— Даже добраться до Индии стоит немалых денег.
— Деньги в случае готовности найдутся.
— Кто найдет?
— Когда поставлена большая цель, когда к этой цели подключены сердце и воля, средства для достижения цели подтянутся.
Помолчав, Михаил добавляет:
— Скоро в Индию ни за какие деньги не попадешь.
— А как же с просветлением?
— Оно будет происходить везде и бесплатно.
— Но как скоро?
Михаил молча пожимает плечами.
Михаил, как уже говорилось, первый человек из России, получивший просветление в ашраме Калки Аватара и познавший освобождение от страданий. На прощанье мы обнялись с ним, но просветление из его объятий путем «наложения рук» я не получил.
— Почему? — может спросить читатель.
— Не захотел, — отвечает автор. — Попробую объяснить почему в диалоге читателя с автором.
|