Страница 2 из 2 Возвращение к истокам
Мой молитвенный опыт насчитывает больше тридцати лет.
Вначале я практиковал молитву «Пусть миру будет хорошо», проговаривал её вслух, твердил мысленно, пробовал повторять также известную буддийскую мантру «Ом-мани-падме-хум», некоторые индуистские мантры. Чувствовал, что дело не идёт, хотя были случаи прорыва к Благодати, например, как упоминалось во время партийного собрания.
В 1985 году у меня произошла встреча с отцом Наумом, монахом Троице-Сергиевой Лавры в Загорске, ныне возвратившем своё исконное название Сергиев Посад. Разговор начался на суровой ноте. «Новомодными учениями увлекаешься?», строго спросил меня отец Наум. « Увлекаюсь», - ответил я. «Что же ты, отставной русский офицер шляешься по чужим окопам?» - отчитал меня мой собеседник. Не стану подробно описывать наш разговор, эту встречу я описал в очерке «Отец Наум», опубликованном в моей книге «Лики» (Новосибирск. 1982. Издательство «Манускрипт»). Встреча с подлинным мастером исихазма произвела на меня неизгладимое впечатление. За словами нашего разговора шла бессловесная беседа, которая, как я впоследствии понял, была куда важнее слов. Внешне разговор шёл напряженно, строго с его стороны и вовсе не смиренно с моей, что вызывало его недоумение и даже лёгкое раздражение – зачем пришёл, если в душе не соглашаешься со мной? Внутри же я чувствовал, что от отца Наума шла на меня волна Благодати, та самая, которая посещала в редкие часы прежде. Наш разговор закончился тем, что на мой вопрос, могу ли я прийти к нему снова, он коротко ответил: «Приходи». Я вышел от отца Наума потрясённым и полностью примирённым, восприняв нашу встречу с ним, как благословение на глубокое вхождение в православие и освоение его.
Опыт старцев я знал в основном по книгам: «Откровенным рассказам странника духовному отцу своему», по Мотовилову, Достоевскому, Константину Леонтьеву. Встреча с отцом Наумом подействовала в сторону страстного желания изучить практику исихазама, подтолкнула к основательному изучению «Добротолюбия», то есть- текстов Григория Паламы, Григория Синаита, Исихия, Иоанна Лествичника и других мастеров «Умного делания». Конечно, я не мог в полной мере овладеть монашеским опытом из-за своей постоянной «мирской» занятости, тем более не мог повторить хотя бы частично опыт непрерывного трёхлетнего столпничества Серафима Саровского. Тем не менее, удалось сделать Иисусову молитву более или менее постоянной. Я стал чувствовать «отепление» сердца – начальную стадию успешной молитвы, потом – распространение сердечного огня на всё тело. Но самое главное - стали приходить минуты безмолвия, всю цену которых я осознал не сразу. После них лучше дышалось, лучше жилось и думалось. Много размышлял, что в это время происходит? В сами эти минуты не происходит ничего. Ты молчишь, в голове, как редкие облака, проплывают мысли, внимание обращено на дыхание, оно становится тихим, почти неуловимым, в сердце горит ничем не колеблемый лепесток свечи. Течение мыслей прекращается совсем, всё твоё существо охвачено ничем ненарушимым покоем. При этом замечу, что я никогда не переживал одномоментных озарений наподобие тех, которые описал А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк», когда перед человеком разворачивается одновременная картина бытия:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Со мной, повторяю, ничего подобного не случалось, мой опыт безмолвия скромнее, но, возможно, по этой причине он может представлять интерес для рядового искателя истины, к каковым причисляю и себя.
Капканы и ловушки
Состояние ненарушимого покоя в исихии (безмолвии) отличается от того, где ощущается воздействие жителей Тонкого мира. Сам я никогда не стремился к контактёрству, хотя судьба сводила с контактёрами не однажды. Иногда это были люди с явно выраженной расстроенной психикой, чаще же такое расстройство выражалось в неумении приспособиться к жизни, трезво оценивать её, реагировать на потребности и вызовы дня. Сейчас много людей, слышащих голоса, записывающих «высокие» послания, а также стихи под диктовку, занимающихся «автоматической» живописью, когда некто «свыше» водит рукой по бумаге или холсту. Продукция подобного творчества, как правило. малоинтересна. По крайней мере, для меня.
В состоянии исихии ничего подобного не происходит, но зато после выхода из неё наступают приливы творческой энергии энергии. В этом смысле нет лучшего примера, чем пример Александра Сергеевича Пушкина, Тот Божественный Глагол, который «слуха чуткого коснётся» и вынуждает поэта бежать «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», отнюдь не надиктовывает поэту стихи. Свидетельство - черновики Пушкина, показывающие его огромную самостоятельную работу над словом.
Именно безмолвие даёт в считанные секунды большой заряд тонкой энергии, способный пробудить твои собственные силы, твой собственный дремлющий опыт, вдохновляет на самостоятельное творчество, а не использует тебя, как рупор, Хотя в крайне редких случаях возможно и такое. Коран, как утверждает предание ислама, написан пророком Магометом под диктовку архангела Джебраила (Гавриила).
Состояние безмолвия - неизбежный порог к Богу, как Духу. Но о порог можно и споткнуться. Чаще всего это происходит, когда человек начинает слышать «божественные» голоса или видеть «бога», не умея отличить подлинное от фальшивки. Согласно эзотерическим учениям, эти голоса идут из Тонкого мира, населённого ушедшими душами людей и иными сущностями, среди которых немало колдунов, лжепророков или просто безответственных неудачников, не сумевших реализовать себя при жизни и пытающихся это сделать Оттуда. Поскольку же своего тела нет, используется чужое. В наши дни подобные случаи происходят сплошь да рядом.
Как научиться распознаванию? Я всегда вспоминаю слова евангелиста: «Бога никто никогда не видел». Полагаю – никто и - не слышал. Творец, который незримо и неслышно пронизывает Вселенную, в силу своей необъятности недоступен ограниченному человеческому сознанию, даже если это сознание святого. Реальные видения архангелов, Иисуса Христа или Богородицы случались, но это были видения, которые потрясали всё существом смертного человека, всю его душу и тело. Такие видения были у Сергия Радонежского, у Пушкина; пережил их Арджуна, один из героев «Бхагавадгиты». В результате Сергий поседел, Пушкин - «как труп в пустыне я лежал», Арджуна взмолился Кришне явиться в человеческом образе, ибо Божественный невыносим для лицезрения.
Когда же «христы», «божьи матери», «архангелы» прилетают как бабочки по первому зову контактёра, русские опытные старцы всегда рекомендовали посмотреть на их одежды вниз, не торчат ли из-под полы козлиные копыта...
Думаю, таким же образом обстоит дело и со словесной диктовкой «богов». Современные примеры прямого воздействия Высших Сил с помощью автоматического письма так же редки, как и в прошлом. Агни Йога, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха - то, что мне известно. Остальное – либо повторение уже сказанного, либо убогий «самопал». Критерий подлинности – мощь и воздействие божественной «автоматики» на миллионы. Та же «Чайка», о которой записавший её Р. Бах сказал, что ему в ней не принадлежит ни одного слова, до сих пор поражает читателей всех стран необычайной художественной силой.
Но не таково ли воздействие всех подлинных творений человеческого гения?
Какое отношение имеют вышеназванное к Иисусовой молитве?
Всё дело в том, что человек может не произносить слова Иисусовой молитвы, но своими делами, всем своим существом служить той Силе, которую максимально содержал и выразил Иисус Христос. И, наоборот, человек может произносить сколько угодно молитв, но если в душе полон низких мыслей и себялюбия, очень легко может угодить в какой-либо хитроумный капкан.
Иные опасности
Обычно под словом молитва понимают обращение к Богу с какой-нибудь просьбой. Считается, что лучшая молитва, когда человек просит не что-нибудь себе, но «молится за мир». Ведь по определению всевидящий и всеслышащий Бог без просьб знает, что нужно каждому человеку и миру в целом. Так оно и есть. Начиная свою молитвенную практику, я тоже обращался к Богу с просьбой «Пусть миру будет хорошо», в общем-то, будучи информирован святыми книгами, что Бог и без меня делает всё, чтобы миру было хорошо. Тем не менее, обращался. Зачем?
Начинающий молитвенник обычно представляет Бога как некую внешнюю силу или некое существо, внимание которого он хочет обратить на себя. Многие, не добившись успеха, бросают это занятие. Главный секрет успешности молитвы в умении разбудить сердце, то есть ту силу в нём, о которой в канонических Евангелиях сказано: «Царство Божие внутри нас есть». В апокрифическом же Евангелие от Фомы эти слова Иисуса Христа уточнены так: «Царство Божие внутри и вне нас». Поправка даёт возможность лучше понять процесс молитвы, как соединение нашего внутреннего Христа с Христом внешним. Вначале «отепляется» левая часть груди, там где находится физическое сердце. Потом зажигается правая часть груди. Затем огонь опускается в район солнечного сплетения и поднимается вверх до горла. Были у меня случаи, когда начинало гореть всё тело, но в этих случаях я прекращал молитву, так как знал из литературы, что может начаться неконтролируемый процесс самовозгорания, опасный для нашего организма. Именно по этой причине преждевременно ушёл из жизни знаменитый подвижник Индии Вивекананда.
Могут подстерегать иные опасности. Несколько лет назад Россию потрясло известие о трёх монахах, убитых на Пасху. Мало кто обратил внимание на то, что все три практиковали Иисусову молитву и однажды пережили экстатические состояния. Они восприняли их, как зов Бога уйти на небеса. Монахов охватило непреодолимое желание расстаться с этой жизнью и вознестись в небеса именно на Пасху. Не умаляя их духовного подвига, выскажу такую мысль: не исключено, что они сами притянули к себе форму смерти. Если бы внимательно изучили опыт старцев, то поняли, что «прелести» бывают и уводящие от жизни с её тяготами. Старцы же всегда подчёркивали, что земная жизнь даётся человеку для труда, покидать её ради небесной по своей воле не разрешено.
Вернёмся к молитве. Отепление сердца – первая её ступенька. Следующие - трудно поддаются описанию. Когда внутренние вибрации сердца достигают необходимых частот, они входят в резонанс с Божественными Вибрациями. Происходит замыкание внутренней искры Божьей Божественной Силой вне нас. Молитва начинает работать.
Таким образом, обращения к Богу со словами звучащими, мысленными, разогрев сердца это лишь средства для установления связи с тем, что является Несказуемым и выражается чудесным, мирным состоянием.
Возжелав в душе унять тревогу,
Вражьих стрел хвативши через край,
Я однажды постучался к Богу
С вечным и тоскливым нашим «Дай!»
По иной, по этой ли причине,
Все мои тревоги отлегли,
Но и лучше стрелы наточили
В тишине угрюмые враги.
Продолжая тряскую дорогу
По ухабам жизненной возни,
Радость я принес к престолу Бога
И воскликнул весело: «Возьми!»
И волною теплой грудь омыло,
С глаз моих упала пелена
До поры, пока не накатила
Новая холодная волна.
Породнив и радость и тревогу,
Не считая годы и труды,
В третий раз я поднял очи к Богу.
«Сердце без остатка занял ты».
И занялся в сердце ровный, сильный,
Жаркий, но совсем не жгучий свет,
Голубой, смарагдовый и синий,
Об ином - ни слов, ни красок нет.
Знавший цену сказанному слову Тютчев однажды заметил: «Мысль изречённая есть ложь». Это не помешало ему создать сотни поэтических словесных шедевров. Знал, что говорил и Есенин, когда писал:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя, поле безбрежное
Дышит запахом мёда и роз.
Несказуемое, хотя и не передаётся словами, но стоит за ними, ощущается человеком, дышит через слова, мысли и чувства.
Молитвой может быть сочинение стихов, другие формы творчества, хотя не всякое сочинительство есть молитва. Настоящий творческий труд вводит в состояния, подобные тем, которые посещают человека во время молитвы. Оттого многие поэты, музыканты, живописцы, выйдя из творческого процесса, предаются алкогольным возлияниям, рутинная жизнь им кажется невыносимо пресной в сравнении с творческой. Говорю об этом не понаслышке, сам в своё время изрядно послужил «зелёному змию». Если же Иисусова молитва становится твоим постоянным спутником, нужда в алкогольных возлияниях отпадает, они становятся неинтересными, несопоставимыми с теми, какие даёт молитва.
Самая эффективная
Почему Иисусова молитва наиболее совершенна?
Рискну поделиться некоторыми соображениями на этот счёт.
Во время молитвенного «отепления» сердца появляются излучения, становящиеся заметными в пространстве. Они привлекают внимание ангелов, говорят языком христиан, или развоплощённых высоких духов, согласно лексике Востока, которые прилетают и помогают молящемуся. Но эти же излучения притягивают и разного рода тёмную нежить, как всякий свет в ночи влечёт мошкару. Нежить, то есть бесы, не рискуют напрямую приблизиться к источнику света, он их обжигает. Они ищут в энергетической оболочке человека слабые места, христиане называют такие щели греховными мыслями, буддисты – клешами, то есть низкими влечениями. Через эти отверстия в ауре и влазит в человека нежить. Поэтому кто решил встать на путь молитвенной практики, должен всегда отчётливо понимать, что ступает на поле битвы. Такая битва непрерывно происходит в небе любой страны, и в любой человеческой душе, проекцией её являются наши земные бои. В христианских странах небесную битву ведут светлые духи во главе с Иисусом Христом и Божьей Матерью, в странах, где господствуют иные религии – сонмы иных национальных святых, ушедших в небо. Но на землю к людям высокие духи спускаются лишь тогда, когда их зовут. Закон свободы воли во всех истинных религиях нерушим. В этом особенность работы светлых духов. Тёмные же лезут со своими услугами и нашёптываниями без всякого спроса. При этом тёмными могут быть не только духи злобы, но любые безответственные сущности, которых, не ведая, что творит, может позвать на помощь иной человек в эгоистических целях.
Вот почему «легче» молиться своей, «намоленной» для данной страны молитвой, или, как иногда говорят, молитвы, вписанной в эгрегор данного народа. Светлые духи данной страны легче услышат «свою» молитву, придут на помощь несовершенному человеку, защитят от тёмных. Это я тоже знаю не из книг.
Молитва – материя тонкая, все её тонкости может оценить лишь сам молящийся. Я знал человека, который жил в сибирском селе и молился по китайской «Книге перемен». Все наши разговоры на духовные темы сводились им к даосизму или конфуцианству. В остальном он был вполне русским человеком, кстати, очень мастеровым, способным починить любую машину, любой прибор, за что его очень ценили и уважали односельчане. Как объяснить китайские религиозные увлечения этого человека? На ум приходит единственная причина – в прошлом воплощении жил в Китае и, родясь в России, ступил на проторённую, освоенную в прошлом духовную колею.
Однажды в Индии, бродя по горам, я наткнулся на одинокий жилой дом. Дело было зимой, десять лет назад, а в тех невысоких Гималаях, где мне приходилось бывать, в январе выпадает снег и порой лежит целую неделю. Вдруг слышу слова на английском. «Кто ты?» Поднимаю взгляд, вижу на балконе второго этажа человека. Что я мог ответить на вопрос, кто я? Говорю: «Рашен йог». Он оживился: «Айм йог ту. Кам ин». Я поднялся в дом, познакомился с хозяином. Он оказался разговорчивым и гостеприимным фермером, содержал коров, большой фруктовый сад, держал работника-непальца. Когда ввёл меня в дом, я заметил в углу женщину, молившуяся перед изображением Шивы. Её молитва продолжалась около часа, пока мы говорили. Когда она закончила и повернулась к нам, хозяин дома представил её, как свою жену. И добавил, что оба они йоги-шиваиты. «А ты к какой йоге принадлежишь», спросил он. «Агни Йога», - ответил я. - «Не знаю такой. Кто у тебя Учитель?». - «Иисус Христос». «Христа знаю», - заявил индус.
Беседовали мы долго на самые разные темы. И это при моём скудном английском языке, который мой собеседник понимал с полуслова. В заключение он предложил вместе помолиться в его семейном храме.
Он провёл меня вниз по горе в конец сада, где располагалось невысокое строение из камня с типичной для шиваитских храмов архитектурой. Позвонил в колокольчик, висевший над дверью, То же сделал я. Таким способом в Индии извещаю богов о своём приходе. Мой новый знакомый зажёг ароматические палочки и стал распевать молитвы Шиве. Я молча молился Христу. И чувствовал, что благодать снизошла на меня в этом «чужом» храме. Когда мы оба закончили свои молитвы, индус, видимо, что-то почувствовав, спросил меня: «Кому ты молился?». - «Иисусу Христу». Он улыбнулся: «Я это понял. А ты когда-нибудь видел Христа?» - «Нет». - «Я Шиву тоже никогда не видел. Но он у меня здесь». Мой знакомый указал на сердце. - «У меня Христос тоже здесь», согласился я. При этих словах индус обнял меня.
На окраине Дели есть ашрам, который называется Гобинд Садан. Возглавляет ашрам известный во всей Индии святой Баба Вирса Сингх. Святой этот прославлен многими своими исцелениями, пророчествами, а также тем, что ему было видение Иисуса Христа. На месте видения по рисунку Бабы Вирса Сингха сооружена статуя Иисуса Христа таким, как он привиделся махарадже. Так иногда называют этого святого Индии. Подробно о нём и его видении я написал в очерке «Наш» Христос в Индии», опубликованном в моей книге «Я в Индии искал Россию». Здесь же скажу: редко встречал столь благодатное место для молитвы, как поляна в Гобинд Садане, где стоит статуя Христа. Сюда съезжаются паломники со всего света, прежде всего из Индии. Трогательно, но непривычно смотреть, как индуисты в белых одеждах, мусульмане и сикхи в своих чалмах простираются ниц у ног «нашего» Иисуса Христа. По рассказам очевидцев у ног Его случались исцеления неизлечимо больных. Замечательные минуты пережил здесь и я, когда часами просиживал в молитвах у статуи. Многие мои стихи ведут происхождение отсюда.
Уезжая из этого ашрама, получил напутствие святого: служи России, молись за Россию, она сейчас самая важная страна в мире. Через неё будут решаться судьбы всей планеты.
Из затвора в мир
Завершая эти заметки, хочу подчеркнуть, что многому научился у молитвенников «Добротолюбия», много дала Индия, её священные книги и живое общение с её людьми, имеющими свою практику погружения в безмолвие.
Сам я всегда жадно искал живой опыт молитвы и безмолвия не только у святых людей, но и у «мирских». Сделал вывод, что опыт мирянина неизбежно отличается от монашеского. И другой вывод – молитвенный опыт любого человека индивидуален, он зависит от возраста, профессии, национальности, места проживания, ряда прочих факторов. Кроме того, этот опыт всегда творческий. Какие бы рекомендации тебе ни дали книги и люди, они доводят тебя лишь до известной черты, до известного порога. Дальше иди и твори сам. Единственный поручень – имя Христа или Божьей Матери.
Иисусова молитва в корне отличается от современных психологических тренингов, которые учат, как добиться в жизни успеха, заработать много денег, отладить здоровье, стать успешным бизнесменом и т.д., то есть решить личные задачи.
Цель Иисусовой молитвы – работа на человечество. Слова эти - не риторика, они фиксируют реальный факт, что в мире всегда были, есть и будут люди, решающие общечеловеческие задачи - внесение в мировую хаотическую энергетику, энергий гармонии и миротворчества, дружелюбия и любви. Эти люди не противопоставляют личные задачи общественным, они решают собственные проблемы походя, двигаясь в направлении Общего Блага.
Таких людей больше всего в России, стране, которая всей своей мучительной историей доказала, что жила общечеловеческими интересами в большей степени, чем своими собственными.
Таким образом, возвращение России к православию, на мой взгляд, не сводится к решению чисто церковных задач. Православие есть живой духовный опыт России, включающий в себя имена Сергия Радонежского, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Серафима Саровского, Пушкина, Достоевского, старцев Оптиной Пустыни, Льва Толстого, Менделеева, Николая Рериха, Николая Островского, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Бориса Пастернака, Василия Шукшина и многих других славных сынов Родины. Мне думается, не нужно бояться такого расширения границ православия, как и контактов с подвижниками других религий. Православие живо там, где бьёт родник любви к Родине, к людям, где есть бескорыстное и бесстрашное искание Истины. Кто ближе к Богу, разберётся Он сам, кто ближе сердцу России, разберётся её народ.
Русские люди всегда проявляли терпимость и дружелюбие к «инославным». Теперь задача – изучить опыт их подвижников. В этом смысле никак нельзя обойти ислам, самую активную из современных мировых религий. Кстати сказать, суфии, являющиеся в исламе некоторыми аналогами наших исихастов, весьма часто не удаляются в затвор, осуществляют свою духовную практику, оставаясь известными поэтами, музыкантами, ювелирами...
Сегодня в России немало людей, интересующихся практикой суфизма, буддизма, индуизма. Приглядываюсь к «чужим» религиям и я. Осваиваю их опыт. И что же? В советское время получал за это нахлобучки от КПСС, в постсоветское – от некоторых служителей церкви, не в нашу веру, дескать, склоняешься. Но ведь не «склонился», вернулся к истокам. Не мог не вернуться, как любой путешественник возвращается домой. Руми, Шанкарачарья, Миларепа только обогатили моё понимание духовных глубин православия и желание вернуться на духовную родину. Как Пушкину свободное владение французским языком только помогло стать непревзойдённым мастером русского. Как Николаю Рериху жизнь в Индии и погружение в стихию буддизма лишь обогатили патриотизм и потянули к практике исихазма.
И сегодня опыт старцев становится достоянием мирян. В этом убеждает замечательный фильм Павла Лунгина «Остров». Никогда ещё русская кинематография не прикасалась так успешно к высочайшим духовным материям. По существу, это картина об Иисусовой молитве. Тот факт, что она вызвала широкий резонанс в обществе, что ею заинтересовались многие, в том числе тяготеющие к «инославным» духовным направлениям, внушает оптимизм. Значит, Россия в состоянии вернуться на свой Путь. Нам лишь нужно потрудиться, чтобы духовное богатство, накопленное нашими монахами, постепенно становился достоянием людей в миру. Конечно, не следует строить иллюзии - массовым этот опыт никогда не станет. По крайней мере, теперь. Но зону влияния такого опыта надо расширить. У народов многих стран есть поверье: там, где поселился праведник, меньшей бедствий и всяческих неблагополучий. Учёные уже обсуждают факты воздействия коллективных молитв на погоду. Почему бы не попробовать объединить два этих фактора – энергетику опытного молитвенника с энергетикой человеческих сообществ для создания положительного силового поля в той или иной местности? В противоположном направлении работа ведётся давно и весьма эффективно. Ведь разного рода фильмы кошмаров, разнузданные тёмные заклинания иных рок-групп, подпитанные эмоциональной реакцией миллионов (неважно поклонников или противников), создают отрицательные энергетические поля, провоцирующие земные неурядицы. Почему же не попробовать создать светлый энергетический противовес? Каким образом? Совместными усилиями церкви, правительства, СМИ. Это может пойти на пользу не только России, но всему миру, в том числе МЧС многих стран, которые уже не справляется нарастающим числом катастроф, а чем дальше, тем неспособность эта будут проявляться сильнее. Растущую экспоненту катастроф можно уменьшить с помощью благой энергетики людей, говоря языком науки, и с помощью молитвы, говоря языком церкви. Доказано не однажды. Вот корень истинной глобализации, о которой сегодня говорят на всех языках, но не в безумных попытках объединить мир с помощью денег. Пожрут с такой помощью люди планету и себя.
* * *
Две силы борются в душе,
И обе в ней настороже,
Следят за третьей – за вниманьем,
Танцующим на их меже.
* * *
Ты силой не гордись своей,
Всегда найдётся, кто сильней.
Держись за руку Иисуса
Тем крепче, чем тропа тесней.
* * *
Споткнёшься – слишком не грусти,
А встал – с молитвою иди,
Самохожденье и отчаянье -
Две бездны на твоём пути.
* * *
В бою с окрестным вороньём,
В сраженье внутреннем твоём
Умей бороться в одиночку,
Но побеждать всегда
Вдвоём.
* * *
Будь искушеньям всяким рад,
Зовущим в рай, влекущим в ад.
Но каждому скажи с улыбкой:
• Всего дороже путь утрат.
* * *
Чего от будущего ждёшь,
Сказав - он плох, а я хорош?
Словами этими незримо
Вонзил в свою же душу нож.
* * *
Ты греешь руки у костра,
Зажжённого в груди вчера,
И сам себе из сердца шепчешь:
Сегодня, на мороз пора!
2003
Заключение
После того, как эта статья в сокращении была опубликована в журнале «Наука и религия» (№ 2-3, 2006 г.), пришли вопросы, а также предложения провести учёбу на эту тему. Семинары по вопросам духовного совершенствования я пробовал проводить и раньше, но потом их прекратил. Дело в том, что на такие семинары собираются разные люди, увы, часто попросту любопытствующие. Удовлетворив первый интерес и сделав начальные молитвенные пробы, они потом забрасывают молитву, а ведь духовные практики требуют, прежде всего, постоянства, как правило, многолетнего. Я понял, что даром теряю время, что нужен строгий отбор аспирантов.
Встречаются другие проблемы. Некоторые искатели после первых проб начинают ощущать разогрев сердца и «кайфовые» состояния, углубляют эти состояния, а потом начинаются тёмные атаки Тонкого мира. Человек пугается, выключает молитву. И правильно делает. Если он думает, что Иисусова молитва – только кайф, лучше за неё не браться.
Если же человек не боится бесовских устрашений, тёмная нежить искушает его с помощью различных соблазнов: сексуальных, денежных, тщеславных и т.д. Короче говоря, человек, приступающий к Иисусовой молитве с целью решить какие-то эгоистические проблемы или даже просто личные, должен всегда помнить, что непременно споткнётся.
Готов ли он много раз споткнуться и много раз встать?
Лучше всего браться за Иисусову молитву, когда пройдена суровая школа жизни, испытано много неудач и разочарований, когда путь к Богу становится единственным, безальтернативным. Когда этот путь возник передо мной, я написал такие стихи
Сколько их, полустанков, станций
Промелькнуло в вагонном окне!
И насытилась муза странствий,
Ничего не добыв извне.
Повернула вовнутрь дорога,
Ухожу, унося в груди
Бесконечную жажду Бога,
Безоглядность Его найти.
Кроме того, не нужно думать, что Иисусова молитва единственный эффективный путь к прямым контактам с Богом. Всякое неуклонное служение высоким целям, как уже говорилось, даст тот же результат. эти люди могут не испытывать Божественных видений. Жизненная ноша таких людей превосходят тяготы обычного человека, зато радость служения не сравнима ни с чем. Это и есть ощущение Божественного присутствия – наряду с тяготами огромная радость.
Я получил письмо от одной женщины. «Мне 66 лет. Об Иисусовой молитве слышала давно. Пробовала заниматься, но мало что получилось. Начинаю молиться, теплота в сердце появляется очень быстро, но она и без молитвы у меня возникает. А потом чувствую как бы волны холодного воздуха. Пробовала мысленно произносить «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя» в общественном транспорте, становится настолько жарко, что приходится прекращать молитву. И ещё – у меня беспокойный ум, в какие-то минуты жизни я как бы отключаюсь. Чтобы дисциплинировать ум, читаю Розарий.
Тело у меня слабое и ленивое. Не знаю, от возраста это или так должно быть при духовном развитии. В 2000 г. я специально пошла в поход на Алтай, чтобы посмотреть на себя в тяжёлых условиях. Ну и что?! Я поднималась в горы намного легче, чем многие молодые люди, никогда не мёрзла, как они, т.е. физически оказалось крепкой.
Прошу Вас помочь мне разобраться в моих ощущениях, а иакже преодолеть рассеянность ума».
Интересное письмо. Весьма вероятно, что эта женщина в прошлых жизнях проходила монашескую практику, скорее всего в горных условиях. Ничем иным нельзя объяснить быстрое «отепление тела», отключение сознания, ощущение себя в горах, как дома. Что же касается «рассеяния ума», то с ним невозможно бороться одним молитвенным сосредоточением, необходимо сосредоточение в труде. Монахи в монастырях наряду с духовной работой много трудились физически. Тем более сосредоточенный труд нужен в условиях мирской жизни, где соблазнов и невидимых атак гораздо больше. Практика трудового послушания, говоря православным языком, или «севы», говоря языком Востока, т.е. - бескорыстной работы на благо людей – наилучшая форма дисциплины ума при духовном восхождении.
Духовное восхождение человека должно укреплять все три его составляющие: дух, душу и тело.
2006
В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ
Здесь птицы, шорохи и страхи
гнездятся нынче среди стрех.
А были времена, монахи
радушно привечали всех.
Входи смиренный и отчаянный,
безбожный и святой, садись.
Но если ты не гость случайный,
тогда трудись, трудись, трудись.
Цвели сады на голом камне,
в земле для них совсем чужой,
согретой тёплыми руками,
но главное – живой душой.
Ведь здесь молились за Россию
всей силой сердца, горячо.
И как нам знать, не той ли силой
мы живы до сих пор ещё?
|