Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых
Инакомыслие в новосибирском академгородке: 1979 год Печать E-mail
Автор: Кузнецов И. С.   
Индекс материала
Инакомыслие в новосибирском академгородке: 1979 год
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Все страницы

И. С. Кузнецов

Инакомыслие в новосибирском академгородке: 1979 год

«Дело инициативной группы». Документальная хроника

Новосибирск, 2006

И. С. Кузнецов. Инакомыслие в новосибирском академгородке: 1979 год («Дело инициативной группы»). Документальная хроника. Новосибирск, 2006.

Работа представляет собой публикацию документов, отражающих непростой эпизод общественно-политической жизни Новосибирского академгородка конца 1970-х – начала 1980-х гг. В ней отражены события, последовавшие за появлением в начале 1979 г. записки «О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н.К. и Е.И.Рерих», которая была направлена в партийные инстанции группой энтузиастов этого учения. Публикуемые документы позволяют проследить реакцию на эту инициативу со стороны научного сообщества и различных официальных инстанций. Документальные дополняются опубликованными и устными свидетельствами участников событий. В совокупности это дает широкую панораму менталитета и настроений в последние годы существовавшей тогда общественной системы.

Публикация адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей отечественного научного сообщества, Новосибирского академгородка.

Сведения об авторе

Кузнецов Иван Семенович – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Новосибирского государственного университета. Основные монографии посвящены истории сибирского крестьянства 1920-х гг. и социально-психологическим аспектам отечественной истории XXвека. Является также соавтором учебников по истории России и Сибири. В настоящее время основные научные интересы связаны с изучением взаимоотношений власти и общества в российской провинции второй половины XXв. В этом контексте внимание автора привлекает история отечественного научного сообщества как социально-политического феномена – прежде всего история Сибирского отделения Академии наук, Новосибирского научного центра. В настоящее время издается серия хроникально-документальных публикаций о становлении этого центра. Также готовится ряд документальных публикаций о наиболее значимых вехах общественно-политической жизни Новосибирского Академгородка, – в настоящее время вышла книга о событиях 1968года (о «Письме 46-ти»).

Содержание

От автора-составителя

Раздел 1. Записка «О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н. К. и Е. И. Рерихов»

Раздел 2. «Дело» А. Н. Дмитриева

Раздел 3. «Дело» И. А. Калинина

Раздел 4. «Дело» Ю. М. Ключникова

Раздел 5. «Дело» Ю. Г. Марченко

Раздел 6. «Никто не хотел обострять…»: Новосибирский Академгородок в зеркале идеологического конфликта. Исторический очерк

От автора-составителя

Предлагаемая вниманию читателей публикация документов отражает сложную, нестандартную ситуацию из жизни Новосибирского научного центра, имевшую место в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Определяющим импульсом для нее стало появление «Записки о проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н. К. и Е. И. Рерих». Она была направлена в начале 1979 г. в обком КПСС и другие партийные инстанции группой новосибирских энтузиастов этого учения. Документ подписали А. Н. Дмитриев –в тот момент зав. лаб. Института геологии и геофизики СО АН СССР, канд. физ.-мат. наук(1); И. А. Калинин – инженер-наладчик СМУ № 70, Ю. М. Ключников – редактор Сибирского отделения издательства «Наука», П. П. Лабецкий – художник Института истории, филологии и философии СО АН, Ю. Г. Марченко – канд. ист. наук, мл. науч. сотр. того же института, В. И. Новожилова – инженер Института теплофизики СО АН.

В ряде секретных официальных документов того времени этих «подписантов» именовали «инициативной группой», что и нашло отражение в названии нашей публикации.

Упомянутое произведения стало единственным в тот момент проявлением инакомыслия подобного рода в Новосибирском академгородке. В сущности, после известного «письма 46-ти» (1968 г.) ничего подобного здесь не отмечалось. К этому можно добавить, что если «письмо 46-ти» представляло собой небольшой текст с вполне конкретными и весьма частными требованиями, то упомянутая Записка являлась обширным текстом с изложением определенного мировоззрения. Для данного периода это было уникальным явлением не только в Академгородке, но и в масштабах всей страны. Уже с этой точки зрения Записка и связанные с ней документы, по нашему мнению, заслуживают введения в научный оборот и изучения в контексте истории общественной и духовной жизни.

Минимально касаясь содержания «Записки», ограничимся констатацией одного ключевого момента: оно в немалой степени выходило за рамки ее основной темы. В сущности, здесь были сформулирована цельная концепция духовного обновления страны на базе своего рода синтеза марксизма и «Живой этики» (учения Н. К. Рериха). Характерно, что авторы «Записки» не только не были противниками существующего строя, но, напротив, выступали с позиций его защиты, последовательно выражая свою приверженность социализму и «идеям Ленина». Разумеется, данный содержательный аспект рассматриваемого текста в настоящее время может восприниматься неоднозначно.

Помимо этого следует иметь в виду, что «Записка» имела немалый общественный резонанс: действия «подписантов» вызвали соответствующую реакцию официальных органов, неоднократно обсуждались на различных собраниях и заседаниях (в коллективах, где работали эти энтузиасты «Живой этики», в райкоме и горкоме КПСС). Таким образом, рассматриваемые события конца 1970-х–начала 1980-х гг. представляют интерес как в плане идейных тенденций того времени, так и в определенной мере для изучения общественных настроений научно-технической интеллигенции.

В связи с этим следует подчеркнуть, что в отличие, скажем, от событий 1968 г. в Новосибирском академгородке, рассматриваемый эпизод долгое время не находил отражения в исторической литературе. Лишь в 2002 г. названная «Записка» была впервые опубликована в качестве документального приложения в книге о строительстве музея Н. К. Рериха, в предисловии же к этой работе мы впервые попытались дать историческую оценку рассматриваемой коллизии (2). В 2003 г. появилась публикация документов, отразившая ход обсуждения данного инцидента в различных инстанциях (3). Однако в момент подготовки названного издания в распоряжении составителя отсутствовал ряд существенных документов, которые позднее были обнаружены нами в архивах. Кроме того, указанная работа вышла незначительным тиражом и имела скорее ознакомительное значение. Больший резонанс с этой точки зрения имела публикация в «Вестнике Новосибирского университета» (4), но в ней, в силу ограниченности размеров, помимо указанной Записки были помещены лишь отдельные фрагменты из материалов соответствующих обсуждений.

Стремление дать более полное документальное отражение рассматриваемых событий, тем самим воспроизвести значимый эпизод общественной жизни конца 1970-х–начала 1980-х гг. и стало главным мотивом публикации данной документальной хроники.

Источником для данной публикации послужили преимущественно документы официального делопроизводства: материалы партийных бюро и партийных собраний соответствующих учреждений, документы Советского райкома и Новосибирского горкома КПСС.

При этом автор вполне осознает, что и сейчас он не располагает полным комплексом документов по рассматриваемой теме, в том числе и рядом из тех, которые упоминаются в имеющихся источниках. Часть из них, например, ряд информационных материалов Советского райкома КПСС, Новосибирского горкома и обкома КПСС до сих пор не обнаружены нами в соответствующих фондах. Возможно, они в свое время были изъяты «заинтересованными лицами». Самый яркий пример – сам текст неоднократно упоминавшейся «Записки», в отношении которой в целом ряде источников говорится, что она была направлена в соответствующие партийные инстанции. Тем не менее в материалах партийного делопроизводства этот документ нами пока не обнаружен и при его первичной публикации пришлось использовать текст из личного архива одного из участников событий.

Из числа же документов, наличие которых в архивах зафиксировано, часть материалов также, к сожалению, не доступна исследователям. Речь, в частности, идет о решениях бюро Советского райкома КПСС по «персональным делам» Ю. М. Ключникова и Ю. Г. Марченко. В соответствии с распространившейся в последнее время практикой, они подвергнуты так называемому «конвертированию». Последнее, как известно, применяется к материалам многих «персональных дел», появившихся в связи с рассмотрением в соответствующих партийных инстанциях тех или иных проступков членов КПСС. Официально это мотивируется необходимостью «защиты чести и достоинства» соответствующих лиц. Абсурдность такого рода ограничений на пользование архивными материалами очевидна, в частности, потому, что комиссии, осуществляющие «конвертирование» не могут принимать достаточно обоснованные решения по этому поводу ввиду огромного объема такого рода дел и недостаточной компетентности соответствующих архивных работников. Было бы логично либо вообще закрыть все «персональные дела», либо передать вопрос о доступе к ним на усмотрение историков-исследователей.

Алогичность существующей ситуации подтверждается тем, что наряду с закрытостью большого числа «персональных дел», вместе с тем многие из них являются открытыми. С другой стороны, «конвертирование» можно еще в какой-то мере признать обоснованным, когда речь идет о разборе разного рода неблаговидных поступков (пьянство, адюльтер, преступления). В случаях же, подобных рассматриваемому, членам КПСС предъявлялись обвинения политико-идеологического характера, что, пожалуй, только украшает соответствующих участников событий…

Кроме того, в фондах Государственного архива Новосибирской области, содержащих эти материалы, имеются необъяснимые лакуны. Так, в фонде партийной организации Сибирского отделения издательства «Наука» (Ф. П-1424) отсутствует протокол партийного собрания от 21 августа 1980 г. – один из ключевых документов по «делу» Ю.М.Ключникова.

Нельзя не учитывать и того, что публикуемый документальный комплекса далеко непропорционально отражает различные аспекты рассматриваемых событий, в том числе и в отношении отдельных персоналий: наиболее обширный блок составляют в нем материалы, отражающие действия партийных инстанций различного уровня в отношении членов КПСС Ю.Г.Марченко и особенно Ю.М.Ключникова. Что же

касается фактического лидера группы авторов «Записки», А.Н.Дмитриева, то разбору его действий посвящено существенно меньшее количество документов, т. к. он не был членом партии.

Поскольку имеющиеся в нашем распоряжении документы партийного делопроизводства отражают, разумеется, лишь внешнюю, официальную сторону рассматриваемых событий, для их адекватной реконструкции привлекались также опубликованные и устные свидетельства современников. Они использованы главным образом в историческом очерке. С одной стороны, это суждения авторов «Записки», сформулированные в их публикациях и устных интервью. С другой стороны, – это наблюдения ряда участников событий, волей судеб оказавшихся тогда «по другую сторону баррикады»…

Предлагаемая вниманию читателя публикация включает шесть разделов: первый из них содержит текст упомянутой записки «О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н. К. и Е. И. Рерих», во втором–пятом последовательно помещены материалы обсуждения «дел» А. Н.Дмитриева, И. А. Калинина, Ю. М. Ключникова и Ю. Г. Марченко в соответствующих коллективах и партийных органах. Шестой раздел содержит исторический очерк, где на основе анализа рассматриваемых документов и устных свидетельств предлагается авторская трактовка данных событий.

----------------------------

1. Должностной статус «подписантов» указывается на момент рассматриваемых событий.

2. См.: Аникина О. Е. Под небом Уймона. Очерки истории строительства музея Н. К. Рериха. Новосибирск, 2002. С. 3–7 (предисловие И. С. Кузнецова), с. 189–206 (текст «Записки»).

3. Кузнецов И. С. «Еретики» Академгородка: Дело «инициативной группы». Документальная хроника. Новосибирск, 2003.

4. Кузнецов И. С. «Живая этика» и власть: эпизод общественно-политической жизни Новосибирского Академгородка конца «застоя» // Вестник НГУ. Серия: История, филология». Т. 2. Вып. 3: История. Новосибирск,2003.

Раздел 1. Записка «О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н. К. и Е. И. Рерихов»

Перепечатке не подлежит
Для служебного пользования

О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н. К. и Е. И. Рерихов

Новосибирск. 1979.

Вводные замечания

Общепланетарная обстановка настоящего времени создается мощным процессом конфронтации двух мировых систем: социалистической, нацеленной в коммунистическое общество, и капиталистической, нацеленной в неконтролируемое потребительство. Возникновение полюсов человеческих формаций обостряется и ускоряется темпом и качеством классовой борьбы – борьбы непримиримой и повсеместной, пафосом которой является процесс мировой революции, актуализированный всесторонней деятельностью гения Ленина.

Мировая революция – главный процесс всех участников жизни нашей планеты. Этот процесс борьбы нового и старого мобилизовал невиданные по масштабу социальные силы и силы преобразования природы техногенными явлениями. Учтены и приведены в движение громадные энергетические и минеральные ресурсы планеты либо с целью обогащения, либо с задачей разрешения конфликтов военными способами. Планета оказалась под угрозой геологической дезорганизации. Темп изъятия ресурсов продолжает расти, возможно возникновение неконтролируемых процессов стихийного и геофизического порядка.

Вполне естественно, что тяжесть борьбы сказалась не только на среде обитания человека, но, в основном, и на самом человечестве. Постоянно растущий физический и психологический стресс вызывает глобальную и массовую эрозию защитных механизмов человека, а также животных и растительных форм.

Силы вражды с прогрессивным социалистическим строем, наряду с политическими, экономическими и военными способами давления, за последние десятилетия интенсивно переводят борьбу в область психологии. Переводом «горячей» войны в психосферу человечества обозначен качественно новый этап конфронтации, в котором каждый житель нашей страны атакуется психологическими средствами, развивающими алчность, сомнение, страх, подозрительность, взаимную вражду и другие отрицательные качества. Эти зерна психологической деформации производятся массовым порядком средствами субкультуры: порноискусством, «агрессией моды», «свободной» философией, изобретением средств, воздействующих с помощью электроники, наркотиками и пр.

Именно в связи с открытием нового фронта психологической борьбы, одновременно глобальной и тотальной, возникла острая необходимость победить врагов социализма мощностью позитивных психологических состояний, мощностью творческих процессов, мощностью сосредоточенной воли, устремленной к красоте и смыслу жизни, мощностью взаимно сгармонизированных сознаний в ключе сотрудничества с природой, мощностью моральных качеств Человека, достойного великой будущей социальной формации – коммунизма.

Именно социализм – мост в будущее, это понимают многие народы, об этом свидетельствуют новейшие политические и экономические события на нашей планете. Идеи и творчество Ленина светят человечеству не из прошлого, а из будущего, эти идеи поощряют широкий и дерзкий поиск новых побеждающих средств борьбы против тирании прибыли и распада, против мировой торговли общепланетным достоянием.

В качестве дополнительных и эффективных средств борьбы с неявными и явными психологическими силами эрозии наше государство может применить новейшие гносеологические, эмоциональные и волевые средства, предложенные нашей стране еще в 20–30-х гг. Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами в виде учения, именуемого Учением Живой Этики. Это учение по существу своему продлевает жизнь в еще более далекое будущее по великому пути Ленина.

Для раскрытия некоторых сторон и возможностей Учения Живой этики в условиях нашей страны и взятия под контроль мировых тенденций применения и развития идей учения Живой этики и предлагается данная записка как первичный опыт, подлежащий серьёзной и вдумчивой, но безотлагательной проверке делом.

Проблемная обстановка

«...Сосияния и созвучия света в свободе познания усиливаются взаимно. Безмерна мощь объединенных благом мыслей. Из этой возводящей ответственности истекает светоносное стремление добросовестно, без разочарований, изучать все окружающее...»

Н. К. Рерих.

1. Острота проблемы

Планета Земля, как носительница жизни в Солнечной системе вступила в новую фазу своего развития. Эта фаза характеризуется резко возросшей активностью технического воздействия людей на планету в геологических и геофизических направлениях. Во всех сферах самой человеческой жизни: политической, экономической, научно-технической, культурной – эволюционные процессы все более ускоренно теряют изолированный «островной» характер и все менее являются внутренним делом отдельных государств. Поэтому сама логика организации жизни и ее эволюции делает эти процессы общепланетарными. Вместе с тем, как никогда, действуют силы разъединения, отчуждения и вражды. Гонка вооружений, неконтролируемая в планетарных масштабах эксплуатация природных ресурсов, загрязнение и истребление потока животных и растительных форм природы – все это сурово и реально ставит проблему: быть или не быть человечеству.

Сложившаяся ситуация беспрецедентна в обозримой истории Земли. В то же время мы знаем, что в кризисные моменты своего развития человечество всегда получало духовные импульсы, выводившие его из тупика. Таким могучим импульсом в 1917 г. стал ленинизм. Гений Ленина поставил перед всеми и каждым проблему выбора: новое или старое. Победившее новое обозначило необратимый поворот эволюции планеты. Дерзость Ленина состояла в принятии на себя ответственности за постановку проблемы выбора, за непримиримую борьбу между новым и старым. Эта дерзость питалась мощными источниками материальной и духовной силы, которые покоятся в самих недрах жизни до ее формовыявления. Скажем по-иному: дерзающий во имя эволюции непобедим, ибо его питают самые мощные наземные и космические источники энергии Великой Жизни.

Следовательно, идеи этического совершенствования человечества в целом и каждого человека в отдельности поистине стали неотложными.

Да и можно ли допустить на последующих шагах строительства нового общества уменьшение потенциала дерзости? Конечно, нельзя, ибо замедление движения сокрушит всякого, кто откажется от красоты, точности и осознанности дальнейшего движения к совершенству форм и энергий жизни.

2. Новая перспектива жизни

В наше время человечеству дан новый духовный импульс – идеи Живой этики, изложенные в книгах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.

Как и Ленинизм, идеи эти основаны на принципах признания материалистического монизма мира; поступательного спиралевидного развития природы, человеческого общества и сознания; принципиальной познаваемости мира; относительности и конкретности всякой истины. Те, кто внимательно изучил книги «Живой этики», не найдут в них существенных расхождений с концепциями В. И. Ленина. Наоборот, они увидят их взаимосвязь, их взаимное обогащение.

Известно, какое значение В.И. Ленин придавал практике как критерию истины. Вся превосходящая обычные масштабы жизнь и творческая деятельность Н. К. и Е. И. Рерихов – прекрасное доказательство истинности их идеи. Николай Константинович – великий художник, написавший тысячи картин, ученый, исследовавший разные стороны человеческого знания и психики, путешественник, совершивший беспримерное путешествие по горам и плато Центральной Азии, наконец, страстный патриот и горячий пропагандист Советской России за рубежом. В самые трудные периоды молодого Советского государств не поколебалась вера Н. К. Рериха в историческую правоту и миссию Родины – общепланетарную и космическую. Не менее масштабно и глубоко представлены результаты подлинно дерзновенной и героической жизни Н. К. Рериха, принесшей человечеству новые потоки мыслей и психических энергий.

Идеи «Живой этики» ставят целью создание нового человека посредством внутреннего и внешнего постижения им себя. Ключом такого постижения является овладение психической энергии. Психическая энергия является высшей и наименее изученной из всех известных человечеству видов энергии.

3.Психическая энергия

«Живая этика» учит, что психическая энергия – материальная формопроявленная реальность и степени утончения ее беспредельны, что она вмещает, согласует и управляет собой все остальные виды энергии. Наука вплотную подошла к разгадке тайны психической энергии. Но овладение высшими формами ее (низшим психизмом и психопотенциалом владеет заурядный гипнотизёр) могут лишь люди высокой духовной и этической организации, и это закономерно: природа поставила барьер на пути овладения своими главными тайнами. Ведь нетрудно представить, сколько бед может наделать злонамеренный человек, получивший в распоряжение силы, в тысячу раз более могучие, чем ядерная энергия.

Таким образом, процессы овладения психической энергией и воспитания нового человека (последний процесс в общих чертах сформулирован «Моральным кодексом строителя коммунизма») – эти процессы двуедины в эволюционной реторте жизни на Земле и в Космосе. Вопросы космических форм жизни и жизненных процессов поднимали в своих работах наш современник В. И. Вернадский и отец космонавтики К. Э. Циолковский.

Мощным конденсатором и рефлектором психической энергии являются произведения искусства. Велико оздоравливающее значение творений Пушкина, Толстого, Шолохова, Мусоргского, Рериха. В то же время известны «творения» субкультуры, разрушительно действующие на психику человека, вызывающие в ней необратимые злокачественные изменения и нацеленные на глобальное уничтожение планеты доктринами алчности и неограниченных прибылей.

Наука может уже сегодня методами точнейшего анализа начать изучать, замерять и характеризовать виды психической энергии, заключенной в произведениях искусства, указать ее разрушительный (инволютивный) или созидательный (эволютивный) характер. Люди должны хорошо знать своих друзей и своих врагов и встать на защиту своего человеческого достоинства против психологического террора, идеологий гибели и распада.

Огромно значение психической энергии при лечении разного рода заболеваний. На роль психотерапии указывали еще врачеватели древности. Тибетская медицина с уверенностью утверждает, что некоторые виды рака – в первую очередь дело энергетической обесточенности человека, а потом уже результат деятельности вирусов, и успешно лечит некоторые виды рака.

4. Космические истоки

Выше говорилось, что психическая энергия имеет космический характер и космические истоки. Ученые уже давно догадываются, что энергия солнечного луча по природе своей разумна. Уже не говоря о прямом влиянии солнца на биосферу Земли, установлена прямая связь солнечной активности со вспышками эпидемий, войнами, революциями и т.д. В систематизированном виде эти мысли были впервые изложены советским ученым Чижевским и вызвали большой интерес В. И. Ленина. Космические воздействия не ограничиваются только понятыми и немного учтенными в жизни людей солнечными воздействиями. Установлено влияние лунных фаз на психику человека, влияние космической пыли и звездных излучении, планетных конфигураций. Существуют и другие, более тонкие, хотя и не столь очевидные слияния, носителями которых опять же являются космические истоки.

«Живая этика» утверждает, что космос есть гигантская лаборатория взаимодействия материальных энергий, высшей из которых является всеначальная энергия Фохат. Эта энергия является основополагающей во всех эволюционных процессах жизни, это она выводит человека, по словам К. Э. Циолковского, к «человеку,состоящему из света».

Прекращение или затруднение прохождения вибраций Фохат в земную атмосферу чрезвычайно опасно для человечества. Именно в этом следует искать причину климатических сдвигов и экологической дисгармонии, наблюдающейся сегодня в мире. Плотные «одеяла» некачественных выбросов физического и психического порядка окутывают Землю. Создался порочный круг. Чем больше завеса на пути космических энергий, тем больше человеческого «мусора» уходит в атмосферу, увеличивая толщину завесы. Этот психологический «мусор» представляет собой всю сумму некачественных чувств, мыслей и поступков людей, живущих на Земле. Но люди, породившие кризисную ситуацию в развитии планеты, могут и справиться с этой ситуацией.

5. Созидающие усилия

Возможны целенаправленные усилия специально подготовленных и сгармонизированных сотрудников, способных пробить бреши в зловещих облаках, окутавших небо, особенно над большими городами. А это в свою очередь существенно улучшит психологический климат в этих городах.

Нужно серьезно и трезво оценить предлагаемые идеи. Речь идет не об очередном рецепте спасения человечества. Речь идет о делах насущных и реальных для самой жизни на планете, а не обогащении людей вещами. Порукой реальности и истинности идей «Живой этики» является в высшей степени высо нравственная и творчески этическая жизнь Н. К. и Е. И. Рерих. Но дело даже не в них. Н. К. и Е. И. Рерих никогда не претендовали на роль пророков и ясновидцев. Они всегда подчеркивали, что лишь синтезировали данное им древнее знание Востока с новейшим знанием. Во время своих гималайских и трансгималайских экспедиций супруги Рерих собрали уникальные книги и манускрипты Центральной Азии, этой поистине колыбели человечества и хранительницы знания. Они побывали в Общине гималайских махатм и привезли в 1926 г. послание гималайской общины лидерам Советского государства, где высоко оценивалось значение Октябрьской революции и протягивалась рука помощи в строительстве нового общества (Отрывки из письма махатм опубликованы в книге П. Беликова и В. Князевой о Н. К. Рерихе. Серия «Жизнь замечательных людей»).

Как известно, супруги Рерих были приняты А.В. Луначарским, Г.В. Чичериным и Н.К. Крупской. Идеи «Живой этики» были выслушаны с интересом и сочувствием, но практических выводов сделано не было. Утеряны громадные возможности и благоприятное время.

Сегодня идеи, адресованные народам Советского Союза, снова и снова настойчиво стучатся в дверь. Осуществление их становится делом неотложным. Нет другой страны, которая столь глубоко понимала бы и принимала идеи гуманизма и сотрудничества, которая была бы лишена национального эгоизма, которая понимала бы и принимала всю меру ответственности за судьбы планеты.

Брошенный в 1917 г. всем темным силам огненный вызов победил, потому что он соответствовал эволюционным задачам планеты. Этот вызов ленинизма сегодня подхватывает «Живая этика». Империалистические круги ожесточенно атакуют мир социализма прежде всего в области идей, пытаясь вызвать духовную дестабилизацию советского общества, спровоцировать морально-этическую эрозию советских людей. Борьба за сознание каждого человека отныне становится доминирующей формой борьбы. Наивно полагать, что изощренного противника можно победить раз навсегда установленными методами. Закостенелость, негибкость, неумение адаптироваться к изменяющимся условиям могут дорого обойтись.

Идеи «Живой этики» полнокровны, могучи, светоносны. Они помогут вывести планету из тупика. Свет победит тьму!

Предложения

«Основание города синтетического знания есть великое мировое дело, потому не просить, но требовать можем мы. Не для себя работаем, но для человечества...»

Из письма Е. И. Рерих, 193О г.

1. Культурно-научный центр

Мы предлагаем создать в стране Культурно-научный центр имени Н. К. и Е. И. Рерих (далее просто Центр). Он будет состоять из ряда институтов, лабораторий и культурных учреждений, ставящих во главу угла изучение человека, его места в природе и той энергии, которая связывает человека с природой планеты и космосом, т.е. психической энергии. Мы исходим из того, что правильное понимание выражения «покорение природы» нуждается в серьёзной редакции и осознании. Человек может возглавить эволюцию природы планет и космоса лишь в том случае, если он действует в строгом соответствии с ее законами («Свобода есть осознанная необходимость». Ф. Энгельс). Действуя вопреки законам природы, человечество может превратиться в злокачественную опухоль природы и подобно такой опухоли подвергнуться хирургическому вмешательству Космоса.

Мы исходим из того, что достаточно многочисленные группы сотрудников, глубоко овладевших психической энергией, способны стабилизировать экологическую ситуацию на Земле, во всяком случае на отдельных обширных ее пространствах, особенно неурбанистических зон, где электромагнитная эрозия жизненных и психологических процессов пока не велика. Местом размещения отделов и институтов Центра должны стать Горный Алтай, Новосибирск, Москва и некоторые другие города и места страны. Центр также установит связи с обществами «Живой этики», действующими в ряде стран мира, с некоторыми буддистскими общинами в Бурятской АССР, в МНР, в странах Юго-Восточной Азии, с отдельными ашрамами Индии, с некоторыми мусульманскими школами, с Институтом «Урусвати» в Кулу (Индия).

Особенно важны контакты с последним. Институт «Урусвати», основанный Н. К. Рерихом, ставил своей задачей изучение человека и природы в рамках обозначенной нами проблематики. Но в настоящее время деятельность Института законсервирована. Между тем, в «Урусвати» сосредоточены уникальные древние рукописи и книги, материалы о способах аккумуляции психической энергии, работы по тибетской медицине, борьбе против рака, исторические, археологические, этнографические, физиологические и иные изыскания космопланетарного профиля с уникальными для планеты информационными данными.

Все это богатство завещано Советскому Союзу и ждет советских исследователей.

Необходимо перебазировать собственность нашей страны по адресу. Таким адресом должны стать учреждения Культурно-научною центра имени Н. К. и Е.И. Рерих.

Часть материалов останется в «Урусвати», который сделается одним из отделов Центра за рубежом, где будут сотрудничать ученые ряда стран. Кстати, группа болгарских ученых готова посетить Кулу для расконсервации Урусвати. Почему же медлит Родина Николая Константиновича?

Что касается связи Центра с буддистскими, мусульманскими и индуистскими общинами, то не следует видеть в этом конвергенцию науки и религии. Известно, что в книгах «Живой этики» синтезировано древнее знание, сохраненное некоторыми религиозными школами Востока. Такой синтез не противоречит ленинскому тезису о необходимости усвоения культурного наследия прошлого.

Нас же будут интересовать проблемы культуры овладения психической энергией (обширные знания в этой области сосредоточены в указанных религиозных общинах), а также проблемы восточной медицины.

2. Строительство Центра

Строительство Центра следует понимать двояко, как создание совершенно новых институтов и лабораторий и учреждений, так и организацию соответствующих групп в уже действующих научных и культурных подразделениях, ибо идея преемственности культуры – одна из главных в «Живой этике».

Основным подразделением Центра станет Институт психической энергии. Его конкретный статус, цели, режим работы и место строительств будут определены отдельно после соответствующих консультаций в правительственных органах. Предлагается строительство по проблемам Центра начать в 1979 г. и закончить его к 1990 г. с предварительной сметной стоимостью в 200 млн. рублей. Первые строительные реализации подлежат осуществлению с 1970-198О гг. со сметной стоимостью в 2,5–3,0 млн. рублей. Основные подразделения Центра должны быть размещены в Горно-Алтайской автономной области: Горно-Алтайске, районных центрах и селе Верх-Уймон.

Почему именно эти места?

В своей книге «Алтай-Гималаи» Н. К. Рерих назвал Алтай жемчужиной Советского Союза, вместе с Гималаями – сосредоточием и генератором важнейших для Земли энергий. Он просил часть картин из завещанных Советскому Союзу передать на хранение сибирскому городу, расположенному близ Алтая. Таким городом стал Новосибирск.

Постоянная экспозиция произведений Н. К. Рериха в Новосибирске сыграла свою энергетическую роль: здесь возникла сильная группа людей, работающих в магните идей «Живой этики».

Предлагается в указанных населенных пунктах Горного Алтая соорудить соответствующие исследовательские и культурные учреждения с широкой проблемной реализацией по следующим отделам:

– искусства и культуры;

– истории, археологии и этнографии;

– наук о земле (геоэкологические вопросы);

– биологии и медицины (биоэкологические вопросы);

– психологии и педагогики;

– библиотечный фонд печатных и рукописных материалов;

– издательское учреждение.

Распределение отделов и их ответвлений должно осуществляться с учетом всего комплекса факторов нужд развития населения и максимальной пригодности рекомендуемого места для соответствующего строительства.

3. Планируемые отделы

Отдел искусства будет включать картинную галерею произведений Н. К. и С. Н. Рерихов, коллекцию подлинников бурятского, монгольского и индийского искусства. При этом главную часть экспозиции составят картины, завещанные Николаем Константиновичем Советскому Союзу и хранящиеся в настоящее время в запасниках Русского музея в Ленинграде. Кроме того, отдел будет располагать помещением для выставок картин современных художников, оно будет использоваться и как концертный зал.

Проблема исследования воздействия психической энергии, заключенной в произведениях искусства (живопись, музыка, литература) в различных условиях (город, село, горная местность), оптимальные варианты такого воздействия через звуко- и видеозапись, а также через кинопленку – все это составит содержание деятельности сотрудников отдела. Будут изучаться синтетические виды искусства, искусство, разрушительно действующее на психику человека.

Отдел истории, этнографии, археологии и культуры Алтая нужно строить в Горно-Алтайске. В него войдут историко-этнографический музей и картинная галерея произведений замечательного алтайского художника Гуркина.

Издательский отдел целесообразно разместить здесь же в Горно-Алтайске, он будет содержать также переводческую группу и ротапринтный цех. Отдел будет осуществлять подготовку к изданию трудов Н. К. и Е. И., Ю. Н. Рерихов, другой литературы, осуществлять перевод с восточных и западноевропейских языков книг и рукописей, издавать ежегодник «Труды КНЦ», печатать различную служебную литературу.

Отдел геоэкологии и природных ресурсов в качестве главной проблемы будет исследовать проблему «человек и природа» в аспекте изучения и использования богатств природы, которые не нарушали бы равновесия планеты в целом и отдельных ее территорий. Дополнительную область исследований отдела составит изучение природных богатств Алтая, изучение акопунктурных точек планеты в русле новейших разработок по биосфере. При отделе будет создан минералогический музей.

Отдел медицины займется изучением распределения здоровых зон в биосфере и практическим применением восточной медицины, в особенности тибетской, исследованием лекарственных трав и минералов Алтая (валериан, кедровая смола, мускус, золотой корень, мумие, пантакрин и т.д.). Специальным разделом исследований станут эксперименты с использованием психической энергии при терапии разного рода заболеваний, в частности, рака. Предлагается разместить отдел в специально построенном здании, при нем организовать небольшую больницу на 15–2О коек.

Отдел психологии и педагогики сделает областью своих исследований изучение особенностей формирования сознания нового человека, в частности, формирования детской психики, начиная с нулевого возраста. В дальнейшем предлагается создание экспериментального детского сада и школы в селе Верх-Уймон.

Библиотека и специальные хранилища сосредоточат рукописи, предметы материальной и духовной культуры человечества.



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние статьи