Страница 4 из 14 Вопросы к и. А. Калинину и его ответы:
Бабушкин Ю. В. В чем суть и отличие «Живой этики» от общепризнанной марксистско-ленинской теории?
– Марксистско-ленинское учение рассчитано на века. Это фундаментальная теория, а этика на сегодняшний день – психокультура, гигиена. Вот это мы и предлагаем.
Комаров В. С. «Живая этика» из чего она основана, на какую философию опирается?
– Основана на учении Рериха.
Благиня Ф. В. Тов. Калинин, тебе понятна обстановка в этом зале, хотелось бы услышать твое заявление и твою позицию.
– Цель записки, которую зачитала Колдышева Л. К., – не делать ревизии, а с чисто хороших побуждений, и я прошу, чтобы меня не исключали из рядов КПСС.
Захир С. М.Где вы встречались?
– В гостях у друзей (друг у друга) встречались семьями. Высказывали свои соображения, а потом все обобщалось.
Карпов А. А. Давно ли это течение организовано? И был ли у вас Устав?
– Это течение существует 10 лет, с тех пор как знаю Рериха. Устава, членства не было.
Комаров В. С. Почему не сослались в документе ни на одну организацию Советского Союза?
– Изучением психической энергии никто не занимался. Цель – использовать их опыт.
Комаров В. С. Почему бы не использовать опыт по генетике?
– Вопрос генетики не пересекается с этим.
Благиня Ф. В. Вы за свою теорию или у Вас другое мнение?
– Ответа не последовало.
Неживой Н. А. Я не знаю, в чем это учение. Ведь вы не сами создали это общество, вы куда-то обращались за помощью? Ты сам понимаешь ошибочность этой теории или заботишься о развитии этой теории?
– Ответа не последовало.
Комаров В.С. С раннего увлечения системой йогов кто-нибудь перешел к вам в организацию?
– Не многие.
Корнышева М. И. С какого года начал заниматься в группе «Живая этика»?
– С 1970 г.
Серов В. В. Нам прочитали записку. Ты согласен со всем? Ты ведь подписался?
– Много у этой теории есть ошибок.
Черноусов А. С. Вы за основу в своей деятельности взяли материалы «Живой этики» или склонны ближе к религии?
– Рерих сам возражал против религии. Я сам материалист и тоже против религии.
Воронин Г. Д.Ты материалист, изучал марксистско-ленинскую философию. Как ты подписался под письмом «энергия солнечного луча разумна»?
– Это моя ошибка. С этим я согласен. Здесь неправильная формулировка. Я материалист и стою на этой позиции.
Стенин В. М. О каком тупике идет речь, что человека надо откуда-то выводить?
– Еще раз признаю все позиции марксистско-ленинской теории, верю в победу коммунизма.
Захир С. М. Относительно загрязнения воздуха – о каких психологических отбросах шла речь в записке?
– Когда человек нервничает, то происходит сгорание клеток, образуются отходы, шлаки.
Комаров В. С. Почему выбраны Москва, Новосибирск. Алтайский край?
– Это зоны экологической чистоты.
Воронин Г. Д. Чьи идеологи рекомендовали вам теорию?
– Наши советские, в Академгородке было совещание.
Неживой Н. А. Были ли ученые в вашей группе?
– Один из подписавших – кандидат биологических наук *.
Карпов А. А. Были ли в вашей группе члены КПСС и сколько человек?
– Да, еще два члена КПСС. Подписали шесть человек.
Неживой Н. А. В записке идет речь о психической энергии, о строительстве института. А сколько вас человек?
– Есть группа высокоморальная, которая занимается этим вопросом.
Петров А. Л. Каким образом распределена энергия в космосе?
– Затрудняюсь ответить.
Корнышева М. И. Сколько человек у вас всего?
Калинин И. А. Группа «Живой этики» насчитывает около 20 человек.
Захир С. М. С другими городами у вас есть связь?
– В 1974 г. было чтение Рериха, но я с ним не знаком, связь имею только с Москвой.
Захир С. М. Если вам была практическая польза, зачем вы лезли в теорию?
– Цель моя – разобраться. Я считаю, что там есть много хорошего.
Неживой Н. А. Как ты относишься к этому ответу ученых ** на эту записку.
– Считаю, ученые отнеслись категорично. К этой записке привязывать религию нельзя!
Выступили:
Черников А. А., зам. секретаря партийной организации. Собрались мы здесь на необычное собрание, где решается судьба нашего члена КПСС. Встречались на бюро с Калининым И. А. Беседовали с т. Калининым, но искренности нет, не видно. Игнорировали они партийные органы. Ведь 10 лет он занимался картинами Рериха, а ведь это идеалистическая идеология – религия. Почему же Калинин не пришел к нам в коллектив? Он не счел нужным, а те люди ближе к нему. А ведь наши идеи неприемлемы для них. Предлагаю за отступление от Устава КПСС, от нашей Программы исключить т. Калинина И. А. из рядов КПСС.
Корнышева М. И. В 1970–71 гг. я давала рекомендацию т. Калинину И. А. В 1962–64 гг. он учился в техникуме, окончил и работал в ОГМ. Был хорошим спокойным парнем. О том, что он «заблудился» где-то идти на поводу у богомолов – даже в мыслях не было. Отец Игоря – бывший работник контрразведки, фронтовик, секретарь партийной организации, работал начальником ОК. За 17 лет работы в МСУ я дала рекомендации человекам двадцати, но в семье не без уродов. Окончив институт, Игорь ушел работать на участок № 5. На участке, очевидно, знали об этой группе. Ведь Калинин И. А. грамотный, молодой коммунист, мог еще принести что-то для партии. Я согласна с предложением Черникова А. А. Ведь никакой искренности, никакой принципиальности. Ведь 9 лет он ходил к нам на собрания и в то же время в группу «Живой этики» как двурушник.
Скляр В. Ф.С такой повесткой дня в нашей партийной организации собраний еще не было, Считаю, что это первое и последнее собрание. Мы прослушали записку о теории «Живой этики» и чувствуется якобы рациональное зерно. Это равносильно тому, как китайские коммунисты говорят, что мы за Ленина, так и здесь. С т. Калининым на партийном собрании была беседа, задавали вопросы, в том числе и был вопрос: «На какой платформе ты стоишь»? Ответ был: «Я за марксизм-ленинизм и за “Живую этику“», а другого ответа мы так и не услышали. Он не говорит о своих ошибках, только говорит о неправильно сформулированных фразах. Ведь у них нет ни единого специалиста. Можно ставить свое слово в науке, но не лезь туда, чего не знаешь! Институт психической энергии – дайте 200 млн. руб. и они обеспечат благосостояние народа. Все это ложь. «Разум, знание и красота человека» – это красивые слова. Товарищ заблудился, а теперь выпутаться не может. Если он за ту и за другую теорию, то этот человек может всегда предать. Считаю, что т. Калинин И. А. не может оставаться в рядах членов КПСС.
Калинин И. А. Осознаю свою вину – прошу партийную организацию оставить меня в рядах членов КПСС.
Постановили:
1. За нарушение Устава КПСС, выразившееся в отходе от марксистско-ленинской теории коммуниста т. Калинина И. А. из рядов КПСС исключить.
2. Партийное бюро обратить внимание на факт участия коммуниста партийной организации т. Калинина И. А. в пропаганде чуждой марксизму-ленинизму философии «Живой этики», усилить идеологическую работу в партийной организации.
3. Заслушать на партийном бюро состояние воспитательной работы в партийных группах. Наметить мероприятия по устранению намеченных недостатков.
Голосовали:
«за» – 67 чел.
«против» – 4 чел.
«воздержались» – 2 чел.
ГАНО. П-4. Оп. 1. Д. 47. Л. 28–33
-------------------
* Видимо, имеется в виду А. Н. Дмитриев – в то время канд. наук.
** Речь идет об упоминавшемся заключение философов по поводу содержания «Записки».
№ 3
Из протокола заседания парткома треста «Химэлектромонтаж»* от 15 февраля 1979 г.
Слушали: О факте участия коммуниста Калинина И. А. в инициативной группе по пропаганде философии «Живая этика»
Докладывал т. Шикалов В. В., зам. секретаря парткома. В работу группы по философии «Живая этика» т. Калинин включился в 1970 г. В самом начале ее деятельность была направлена на изучение произведений и живописи семьи Рерих. Впоследствии, взяв за основу философию «Живой этики», группа разработала записку «О проблеме создания культурно-научного центра в развитие ей Н. К. и Е. И.Рерих». С содержанием записки члены парткома знакомы. Используя Рериха как художника-живописца, группа пыталась пропагандировать свои идеалистические взгляды, религиозные предрассудки. Вина коммуниста очевидна, тем более он признал свои заблуждения. Но за это ответственность должны нести также и руководитель участка, Управления и партийного бюро. Дело в том, что, что воспитательная работа в Управлении стала ухудшаться, увеличилось количество прогулов, мало обращается внимания на атеистическую, правовую пропаганду и военно-патриотическое воспитание.
Вопросов к докладчику не последовало.
Предоставлено слово для объяснения т. Калинину И. А.Рерих близок, интересен как художник для многих. Я, например, интересуюсь его творчеством с 1970 г. Записку мы разработали для того, чтобы сохранить его наследие. В записке много было изложено полезного, а те негативные стороны, о которых я узнал, были моей ошибкой. Всего было размножено 10 экземпляров, 1 экземпляр остался у нас, остальные направлены в партийные органы.
Вопросы к и. А. Калинину и его ответы:
Добрин А. Я. На каком основании вы считаете, что труды Рериха хранятся в неудовлетворительном состоянии?
– Они хранятся в Индии, а хотелось бы, чтобы они попали к законному владельцу.
Кузьменко Г. А. Как появился или сформировался в Вас интерес к Рериху?
– Я давно им интересовался. Был на собрании в Академгородке, посвященном 100-летию со дня рождения Рериха.
Шикалов В. В. Что вы подразумеваете под словом «антигруппы»?
– Я понял теперь, что это ошибка в записке.
Румянцев А. Ф. Что вы подразумеваете под «грандиозной программой оздоровления жизни на Планете Земля во имя Истины, Знания и Красоты»? Разве Программа партии этого не предусматривает?
– Да! Теперь бы я с других позиций рассматривал этот вопрос и совершенно иначе бы сформулировал.
Парамыгин А. И.Почему Вы считаете, что культурный центр надо создавать на Алтае, в Новосибирске, Москве?
– Потому что в этих районах больше выделяется озона.
Крайников А. Ф.Что за кризис вы усматриваете в своей записке?
– Это была также моя ошибка, за что я расплачиваюсь. Однако я твердо стою на марксистских позициях.
Выступили:
Стенин В. М., начальник 5-го участка МСУ-70. После окончания политехникума Калинин работал в группе метролога, затем после окончания института в 1976 г. был направлен к нам инженером-наладчиком. Все работы выполнял добросовестно, у нас и мысли не было, чтобы он зашел так далеко. Я считаю, что мы плохо знаем своих людей, недостаточно еще работаем с ними.
ВОПРОС: Признаете ли Вы, как руководитель участка, что в произошедшем есть Ваша вина?
– Конечно.
Колдышева Л. К., секретарь партбюро МСУ-70. Большая наша вина в том, что Калинин оказался на этом пути. Формально проводили некоторые мероприятия, плохо была поставлена индивидуальная работа, не дошли до каждого человека. Партийная организация за отход от позиций марксистко-ленинской теории исключила Калинина из партии, но мы в ближайшее время составим мероприятия по качественному улучшению работы с людьми, в феврале рассмотрим на собрании специально состояние воспитательной работы в коллективе 5-го участка и сделаем выводы, определим меры наказания руководству и партгрупоргу.
Кузьменко Г. А., член парткома. Слишком много времени потрачено на изучение этой истории. Но надо сказать, что для коммунистов это непростительно. У нас есть Программа и Устав КПСС, нарушать их никому не дано права, а если отступил от их требований, значит таким коммунистам не место в партии, а о наказании руководителей предлагаю поговорить после определения наказания т. Калинина.
Парамыгин А. И., член парткома. Тов. Калинин родился в послевоенное время, когда уже были созданы в стране все условия для развития всесторонней гармонической личности. Партия и государство предоставили ему получить два диплома о средне-техническом и высшем образовании, постоянную заботу проявляли о нем в коллективе, предоставив возможность закончить дневной институт. Я не думаю, что все это было напрасно сделано, советую только т. Калинину порвать с этой группой, пересмотреть свои идеалистические взгляды. Что касается решения партсобрания, то я с ним полностью согласен.
Добрин А. А., член парткома. Ответы и объяснения т. Калинина были нечеткими и полагаю, что он еще не до конца прочувствовал свои промахи, заблуждения, поэтому надо с решением партсобрания согласиться.
Румянцев А. Ф., секретарь парткома. Действительно, надолго останется в памяти нашей партийной организации этот чрезвычайный случай. Факт, когда коммунист т. Калинин нарушил требования Устава и Программы КПСС, скатившись на позиции идеалистических взглядов и религиозных предрассудков, остается неоспоримым. К тому же во многом сам т. Калинин признался.
В чем же причины все-таки? Дело в том, что ни руководство, ни партбюро недооценивали роль и значение работы по воспитанию людей. Ведь знали раньше о том, что т. Калинин уклоняется от прямого контакта с товарищами по работе, безинициативен, необщителен, по пути следования на работу и с работы всегда спит, обедал всегда в кафе вместо рабочей столовой, и никого это не интересовало. Никто его не вызывал на откровенный товарищеский разговор.
За общими мероприятиями теряется конкретная работа с людьми, не изучается их быт, духовный мир, увлечения, интересы. В итоге коммунист с идеалистическими представлениями на жизнь оказался избранным заместителем партгрупорга. Это также характеристика очень низкого уровня работы по подбору и расстановке кадров.
Что касается т. Калинина, то ему пожелания – свои действия и все услышанное внимательно проанализировать, сделать правильные выводы. Советую ему пересмотреть свои взгляды, честно и добросовестно потрудиться, принимать активное участие в общественной жизни, то есть действовать на основе принципов морального кодекса строителей коммунизма. Вы должны понять, что нам вовсе не безразлично, каким путем Вы пойдете.
Калинин И. А.Спасибо за советы и рекомендации, заблуждения и ошибки я повторять не буду.
Постановили:
1. За серьезные недостатки, выразившиеся в нарушении Программа и Устава КПСС, коммуниста Калинина И. А. из членов КПСС исключить.
2. За ослабление внимания к воспитательной работе с кадрами начальнику МСУ-70 тов. Скляр В. Ф. объявить выговор.
3. Принять к сведению заявление секретаря партбюро тов. Колдышевой Л. К. о том, что в ближайшее время будет детально изучено состояние организаторской и воспитательной работы на участке № 5 и сделаны соответствующие принципиальные выводы, при этом указать тов. Колдышевой Л. К. на ослабление внимания к организационно-партийной и идеологической работе, подбору и расстановке партийного актива.
4. Указать коммунистам тт. Чечулину А. А., Козину Г. А., Корнышевой М. И., давшим рекомендации в партию, за ослабление контроля по выполнению Устава КПСС т. Калининым.
5. Обязать руководство партбюро предприятия активизировать работу по формированию у коммунистов и всех трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, глубокой убежденности, принципиальности в оценке результатов общественной и производственной деятельности.
В повседневной воспитательной работе шире использовать идеологические оперативки, встречи руководства с трудящимися на производственных участках по идейно-политическим вопросам, лекционную пропаганду, политическое информирование трудящихся, стенную печать, организовать работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, повысить ответственность рекомендующих за воспитание молодых коммунистов.
ГАНО. Ф. П-1223. Оп. 1. Д. 44. Л. 54–58
---------------------
* Это крупнейшее предприятие новосибирского ВПК действовало в системе Министерства среднего машиностроения и занималась монтажом оборудования на объектах атомной промышленности.
№ 4
Из протокола заседания бюро Дзержинского райкома КПСС от 6 марта 1979 г.
Персональное дело т. Калинина И. А.
Калинин Игорь Алексеевич, 1947 г. рождения, член КПСС с июня 1971 г., партбилет № 08197145 (на руках), русский, рабочий, образование высшее, состоял в ВЛКСМ с 1962 по 1970 г., работает инженером-наладчиком треста «Химэлектромонтаж». Партийных взысканий не имеет.
Партийная организация МСУ-70 14.02.79 г. и партком треста «Химэлектромонтаж» 15.02.79 г. исключили т. Калинина И. А. из членов КПСС за нарушение Устава КПСС, выразившееся в отходе от марксистко-ленинской теории.
Суть дела. В 1970 г. т. Калинин И. А. вошел в состав инициативной группы, деятельность которой первоначально была направлена на изучение и пропаганду творчества художников Н. К. и Е. И. Рерих. Позднее группа стала изучать и пропагандировать философские взгляды Рериха под общим названием «Живая этика». Группа разработала Записку «О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н. К. и Е. И.Рерих», являющуюся по сути дела программой деятельности этой группы.
В данной записке марксистско-ленинское учение о классовой борьбе и путях построения бесклассового общества подменяется теорией противоборства психических энергий, а также утверждается, что господствует над людьми и руководит их поступками так называемая «Всеначальная энергия» космического происхождения и неподвластная людям.
Группа предлагает в течение 10 лет соорудить культурно-научный центр им. Н. К. и Е. И. Рерих, состоящий из ряда институтов, лабораторий и культурных учреждений предполагаемой сметной стоимостью 200 млн. руб. и считает необходимым установить тесную связь с буддийскими общинами, мусульманскими школами, отдельными ашрамами и т.д.
Подписавшись под данной Запиской, Калинин И. А. тем самым заявил об отходе от марксизма-ленинизма, что не совместимо с пребыванием в рядах Коммунистической партии. Поэтому партийная организация треста «Химэлектромонтаж» справедливо исключила его из членов КПСС.
Однако после обсуждения поступка Калинина в партийной организации и неоднократных личных бесед с ним коммунистов он написал заявление на имя райкома КПСС, в котором признает идеологические отклонения записки от марксизма-ленинизма, а также заявляет, что безотлагательно возьмется за глубокое изучение философских произведений Маркса, Энгельса, Ленина и просит оставить его в партии.
Дело поступило в райком КПСС 1 марта 1979 г.
Во изменение решения парткома треста «Химэлектромонтаж» от 15 февраля 1979 г. объявить члену КПСС т. Калинину Игорю Алексеевичу строгий выговор с занесением в учетную карточку.
ГАНО. Ф. П-44. Оп. 23. Д. 4. Л. 126
|